Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Где нацпроект «Улыбка»?

Мы, живущие на заре третьего тысячелетия - с его техническим прогрессом, новыми информационными технологиями и средствами коммуникации, не замечаем даже, сколько в нашей жизни остается еще древних ритуалов. Один из них - улыбка. Возможно, не прямохождение, а именно улыбка и есть главное отличие человека от зверя. Ведь зверь показывает зубы, когда хочет запугать себе подобного. Или просто предупредить: не лезь, мол, получишь в оборотку.

А мы улыбаемся, желая выказать свое расположение к ближнему. Словно говорим на языке мимики: «Не бойся, я тебя не трону!»

Но в России с улыбками как-то сложно. Если посмотреть вокруг на улице или, скажем, в общественном транспорте - так ли уж много увидишь улыбок? Да что там - улыбок! Просто приветливых и радостных лиц? Наши люди в метро или трамвае зачастую выглядят так, будто их везут на электрический стул. Если же кто-то и рискнет вдруг улыбнуться, то на него посмотрят как на идиота.

И правда: в мрачной толпе, в которой почти все одеты в черное и серое, радостные улыбки смотрятся странновато.

Жизнь такая тяжелая у нас, что ли? Только вот не надо кивать на экономический кризис. Он мировой. А в других странах люди все ж таки улыбаются. Даже в эпохи экономического спада (которые неизбежно следуют после периодов процветания) не обязательно воспринимать жизнь трагически. Недавно читал воспоминания о Марлен Дитрих. Действие там происходит как раз в конце двадцатых годов, когда произошел обвал на Уолл-стрит и началась Великая депрессия. Актрисе рассказали, что все ужасно, миллионеры в одночасье превращаются в нищих и выбрасываются из окон небоскребов. На что Дитрих презрительно сказала: «Лучше бы они попробовали найти себе работу».

Однако стоит признать, что экономические трудности все же могут повлиять на качество улыбок.

В первые годы перестройки, когда у нас стремились избавиться от советского ненавязчивого сервиса, особенно в торговле, директор очень крупного универмага заставлял своих продавцов улыбаться покупателям. Он нанял психолога, который объяснял, насколько важную роль играют улыбки в общении с покупателями. Продавцы внимательно слушали, кивали и... не улыбались. Директор пообещал премировать тех, кто часто улыбается.

А они все равно не улыбались. Начальник не мог понять, что происходит. Пока кто-то не решился объяснить ему, в чем дело. Оказалось, что у подавляющего большинства продавцов просто-напросто большие проблемы с зубами. Потому они и стесняются улыбаться.

Директор был хорошим человеком, он не стал выкидывать на улицу старые кадры с плохими зубами и набирать молодые - с хорошими. Он оборудовал стоматологический кабинет, где всем его сотрудникам совершенно бесплатно привели зубы в идеальный порядок. И вот тогда они заулыбались!

Сегодня о подобной щедрости руководства можно только мечтать.

Вот бы правительство придумало новый национальный проект «Улыбка». Каждому российскому гражданину выделило бы средства, достаточные для оплаты услуг стоматологов (только хороших, а не абы каких!). И тогда засияли бы на всех необъятных просторах нашей родины ослепительные улыбки. И жить стало бы легче, веселей. Несмотря на кризис.

Алексей ШМЕЛЕВ

↑ Наверх