Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Кошки не похожи на людей?

Наша Маша была кошка хоть куда. Ходила и в лес, и по дрова. Меня поначалу это сильно удивляло. Идем со старушкой хозяйкой по лесной дороге. Километров пять до делянки, где пилят деревья для скромных нужд сельских жителей. Печи топить, кашу варить. Надо прикинуть, как их оттуда вывезти и сколько это будет стоить. Может, на своем горбу перетаскивать придется.

Идем, значит, как министры, обремененные финансовыми проблемами. А сбоку, по кустам, шур-шур-шур. И трава колышется.

- Это что же? - спрашиваю. - Кто за нами следит? Кто преследует? Может, зверь какой? Сейчас ка-ак бросится!

- Ой, да какой зверь? - отвечает хозяйка. - Это же наша Маша. Машка. Мариванна. Ее батю Ванькой звали. Я его выхаживала. Здоровый был мужик. Бугай. Любил по лесу бегать. И Машка, видать, в него пошла. Только похитрей.

И правда. Пришли мы на делянку - а Мариванна уже там. Сидит на куче спиленных деревьев и нас приветствует. Мяукает с этакой ехидцей: обошла я вас, и это, мол, мое место.

- Ну все, - говорит хозяйка. - Теперь жди пополнения.

- Чего, - спрашиваю, - ждать?

- Котят будем ждать. Вон, гляди, место себе оборудовала. Не всяк туда заберется. Там и родит.

- Ну а потом?

- А потом с новым котом!

Крутая шутка слетела с языка хозяйки, но вполне жизненная. Как оказалось, наша Маша безо всяких указов и наказов добросовестно исполняла свой гражданско-кошачий долг. И ни у кого не просила никакой помощи и дотаций. Дома она исправно ловила мышей, подстерегая их в подполе, на чердаке и в огороде, а временно пребывая на лоне природы, от природы и кормилась. Лесными мышами, может быть, лягушками или даже рыбой. Кого сумеет выследить. В общем, не голодала и котят умела выходить по полной. С подросшим потомством и возвращалась к родному очагу.

Как-то сидим с хозяйкой в полутемной избе. Электричества давным-давно нет - вырубили. Керосиновая лампа имеется - да нет керосина: не по зубам его цена, да и местный магазин закрыт по причине убыточности. Сидим при лампаде да при лучине. Как в патриархальные времена, в каком-нибудь шестнадцатом веке.

И вдруг кто-то скребется в дверь и этак умильно напевает: «мяу, мяу».

- Бог ты мой, - срывается с места хозяйка. - Никак Машка вернулась?

Вернулась наша Мариванна! Вся в репьях и аж заиндевевшая. Уже ведь и зимние холода подошли. Глянула на нас своими круглыми зелеными глазами, махнула хвостом и торжественным шагом направилась к лазу под крыльцом. А оттуда слышится радостное попискивание и высовывают свои мордочки котята. Семь штук! Ну молодцы ребята, да и мамаша - просто мать-героиня.

Только как эта дружная семейка добралась до родного им теперь дома? Ползать-то котята ползают, но не такие уж они пока ходоки. Неужели Машка перетаскала их по одному? Это в такую-то даль! Сколько же километров она намотала и сколько препятствий преодолела? И наверное, оборонила всех от всяких бед? Ай да Мариванна, ай да молодец!

А недели через две, когда котята подросли и пили уже домашнее молоко, наша Маша исчезла.

- Знаю я, куда она подалась, - объяснила немного расстроенная хозяйка.

- Куда же еще в эту пору?

- Да в райцентр.

- Это ж километров двадцать! - Я даже чуть не захлебнулся горячим чаем.

- Вот-вот. И живет там Васька. Кот известный. Обегал, наверное, все деревни района. И к нам на днях забегал. Мордатый такой. От него все коты прячутся. А кошки просто рядами на околицах выстраиваются. За версту чуют, когда он идет. Вот и Машка туда же.

- Куда же к зиме-то?

- Да ничего! Райцентр - не деревня. Жить можно. Теплосети там, подвалы теплые, даже на люках можно устроиться, корм городской.

- И что, не вернется в деревню наша путешественница?

- Притопает назад. К весне. Мышей будет ловить, опять в лес ходить. Может, и новых детишек приведет. Сам видел, много у нас таких бегает. Вон какие - белые, черные, рыжие, даже, гляди, полосатые в крапинку. Ничего не боятся и за себя постоять умеют. Значит - не пропадут.

Эдуард АЛЕКСАНДРОВ

Фото автора

Секция походов выходного дня Санкт-Петербургского турклуба приглашает

29 ноября

Пл. Осельки - оз. Кавголовское - ст. Токсово (16 км). Руководитель - Л. Пирогова, сбор на Финляндском вокзале в зале ожидания в 9.00 (электропоезд в 9.21).

30 ноября

Ст. Местерьярви - тропа «север» в каньон рек Низовская, Озерная, Приветная - вторая дорога на ст. Приветнинское (20 км, на привале - костер). Руководитель - В. Ефимов, сбор на ст. Удельная у кассы № 4 в 8.10 (электропоезд до Зеленогорска, далее пересадка на дизель).
«По берегам замерзающих рек»: пл. Осельки - р. Авлога (низины, бобровые завалы) - ст. Пери (20 км, на привале - костер, обязательно иметь резиновые сапоги). Руководитель - О. Хлямов, сбор на ст. Девяткино у первых вагонов в 8.20.

5 декабря

«М. Тенишева: княгиня и меценатка, любившая Россию». Впечатления Е. Трощенковой от поездки в Смоленск. Руководитель мероприятия - Е. Оборонкова, сбор у ТЮЗа в 17.45, далее в библиотеку на ул. Марата, 72 (иметь бахилы).

6 декабря

«Скульптура Зеленогорска»: ст. Зеленогорск - кладбище (захоронение М. Герценштейна) - пр. Ленина - работы А. Аветисяна (дерево примирения, хлеб, такса) - яблоневый сад - бывш. вилла Айнола - памятник Р. Дьен - памятник Г. Вицину - Театральная ул. - Воинский мемориал - ул. Красных Командиров - ст. Зеленогорск (15 км). Руководитель - И. Гулак, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 9.20 (электропоезд в 9.43).
Пл. Лемболово - руч. Олонец - пл. Лемболово (15 км). Руководитель - А. Коренченко, сбор на ст. Девяткино в 8.20 (электропоезд в 8.37, 4-й вагон).
Ст. Борисова Грива - 13-й поселок - ст. Рахья или Ириновка (15 км). Руководитель - Н. Савенков, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 8.50 (электропоезд в 9.08).

 

↑ Наверх