Голову делали всю жизнь и две недели
Корреспондент «ВП» взглянул на модель будущего бюста Николая Панина-Коломенкина
Бюст первого в истории России олимпийского чемпиона Николая Панина-Коломенкина, победившего в 1908 году на Играх в Лондоне в турнире по исполнению специальных фигур, который установят в Академии фигурного катания 2 декабря, почти готов. («ВП» рассказал об этом событии 28 и 31 октября, см. материалы «Пусть будет памятник великому фигуристу!».) В нашем городе такую работу в столь сжатые сроки мог выполнить только один художник - Леонид Могилевский, который много раз увековечивал в скульптурных формах знаменитых питерских спортсменов. Только приехал Леонид Георгиевич из Германии, из Гамбурга, - и всего через две недели пригласил к себе в мастерскую корреспондента «ВП»: взглянуть на модель.

Почему гипс зеленый?
...Маленькая мастерская на комбинате «Скульптура», который раньше занимал все четыре этажа в здании на проспекте Тореза, 98, а теперь - только подвал. На большой подставке под огромной лампой - голова размером в полторы натуры (60 сантиметров в высоту и 40 в ширину): модель скульптуры Николая Панина-Коломенкина. Скульптура будет гипсовой: на бронзу у заказчиков нет денег.
- Когда французского художника Камила Коро, который выставил на вернисаже новую картину, спросили, мол, как долго ты ее рисовал, он ответил: «Всю жизнь и два дня». Вот и я долго готовился к этой работе. Знал, что и как надо делать: образ этой будущей скульптуры много лет в моем воображении, - не без гордости продемонстрировал свое творение Леонид Могилевский, который для того, чтоб уложиться в сроки, по его словам, не уходил из мастерской ни днем, ни ночью. - Впрочем, работа над моделью еще не закончена.
Корреспондент «ВП», глядя на «гипсовый» бюст, первоначально радости художника не разделял. Да еще как незавершенное произведение! - подумал было автор этих строк. Ну сами посудите: почему гипс... зеленого цвета? Гипсу, как и брынзе, вроде полагается быть белым. Что это, «осетрина второй свежести»? Что, думалось, за абстракционизм такой?!
- Да это глина! - пояснил ваятель. - Внутри каркас - проще говоря, палка, - который может быть и металлическим и который сохраняет форму будущей скульптуры. Мы такие глиняные модели спрыскиваем на ночь водичкой, чтобы материал не сильно засыхал, накрываем специальной пленкой и так оставляем. Через два-три дня с моделью вновь можно работать.
Глина, из которой сделана модель, - наша, кембрийская. В Петербурге ее добывают на глубине 50 метров - при прокладках линий метрополитена. Это та самая глина, которая считалась чудодейственной, лекарством от любых болезней, - в Ленинграде в перестройку эти, с позволения сказать, отходы производства метростроевцев продавали в мешочках. Не знаю, как насчет ее лекарственных свойств, а для скульптора кембрийская глина - подарок: в ней мало песка, потому она «плавучая» и вязкая. Можно хоть год работать с формой - если сроки не горят.
В бронзе было бы надежнее...
Гипсовую форму бюсту придадут позднее - дней через восемь-десять, когда художник нанесет на «глиняного» Панина последние штрихи.
Как же, думаю, эту нестойкую конструкцию поволокут в мастерскую форматоров? (так, если кто не знает, называются мастера, которые превратят глиняную форму в гипсовую). Приклеят, что ли, глиняную голову к «постаменту»? Ведь ненароком уронить «памятник» - плевое дело...
- Никуда нести его не нужно: форматоры будут работать в этой мастерской, - пояснил Леонид Могилевский.
Как это будет выглядеть? Примерно так: форматоры разведут в ведерке гипсовый порошок, который похож на сметану - такая же вязкая жидкость. И по частям на глиняную голову будут разбрызгивать этот раствор. Никаких пульверизаторов - оплескивают форму исключительно руками. Но при этом касаться модели руками форматоры не должны. А иначе на произведении искусства останутся следы пальцев «ваятелей» или, что еще похлеще, гипсовый Коломенкин лишится уха. Через полчаса гипс затвердеет, и получится жесткая форма, из которой останется лишь выковырять глину. И можно хоть рубить бюст в камне или в мраморе, хоть отливать из бронзы.
В бронзе, разумеется, надежней было бы. «Директор питерского завода «Монументскульптура» Геннадий Степанов предлагал мне такой вариант, - рассказал корреспонденту «ВП» Могилевский. - Говорил, мол, мы тебе сделаем по минимальному тарифу. Да только стоимость такого памятника, если считать затраты на металл и на саму работу, все равно составила бы около 45 тысяч рублей, которые не предусмотрены сметой проекта».
...Впрочем, гипсовые бюсты, если стоят в помещении, тоже могут долго сохраняться - в Эрмитаже, например, находятся работы XVIII века. Вполне себе целехонькие, без трещин или других повреждений.
А то, что размещаться бюст Николая Панина-Коломенкина будет внутри Академии фигурного катания, а не снаружи, дело уже решенное. Не без труда, но с местом установки памятника наконец определились: в нише рядом с главным входом. Главный архитектор проекта Академии фигурного катания Марк Серебровский, ее директор Татьяна Меньшикова и скульптор Леонид Могилевский потратили на это целый день. И решение в итоге оказалось политическим, а не композиционным: во-первых, через главный вход идут участники различных массовых катаний, которые смогут узнать, кто такой Николай Панин-Коломенкин; во-вторых, публика эта «почтенная». А то детишки, занимающиеся в секции фигурного катания, которые проходят на каток мимо кафе (там, на пилонах, бюст смотрелся бы более выигрышно), по словам Татьяны Меньшиковой, непременно захотят намалевать на гипсе всяческие «непристойности».
Владислав ПАНФИЛОВ
Фото автора
Важно: Правила перепоста материалов