Газета выходит с октября 1917 года Friday 15 ноября 2024

Медь во всем своем разнообразии

Фестиваль духовиков — дельная инициатива Мариинского театра

На I международном фестивале «Брасс-вечера в Мариинском», прошедшем в последних числах марта в концертном зале Мариинки, медь предстала практически во всех своих качествах (отсутствовали разве что похоронная бригада и оркестр пожарной команды). От лица ведущих симфонических оркестров страны выступили четыре коллектива: брасс-ансамбль и Сценический оркестр Мариинского театра, брасс-квинтет Российского национального оркестра, Ансамбль тромбонистов Большого театра. От лица военной музыки - знаменитый Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы п/у Алексея Карабанова. Был и Российский роговой оркестр под руководством Сергея Поляничко.

Духовики (не только медные, но и деревянные) - совершенно особенный народ. Потому что роль их особенная. Практически весь сольный репертуар написан для вокала, струнных (по большей части скрипки) и рояля. Как правило, солист, с его подчеркнутым артистизмом, взглядом, вдохновенно устремленным ввысь либо потупленным, - это певец, скрипач, пианист. Духовик сидит в оркестре, и обычно никто из публики его не видит.

Но: струнные в оркестре играют массой. Индивидуальность скрипача или виолончелиста там полностью нивелируется в унисоне десятков инструментов. Напротив, от того, каков звук данного, конкретного духовика, насколько пластично он может «пропеть» мелодию, зависит звучание оркестра в целом, его стиль.

Игра этих музыкантов по классу не только не уступает заведомо более раскрученным скрипично-рояльным звездам, - превосходит. Звук красивее и рафинированнее, интонация точнее, вкус, выразительность - выше; замечательное чувство формы, какая-то правдивость, «правильность» чувства в мелодиях...

Но: все номера в программе - переложения. Духовикам приходится самим делать себе репертуар. И есть особенный шарм, когда слышишь рояльные или струнные вещи в медном звучании. Скажем, «Девушка с волосами цвета льна» - фортепианная прелюдия Дебюсси. В исполнении медников из Российского национального эта пьеса ничуть не теряет изящества. Звук меди снимает декадентскую надломленность - даже проступают некие новые грани... Или: Мариинский брасс-ансамбль играет «Кармен-сюиту» Бизе - Щедрина, в оригинале написанную для струнных...

Алексей Репников, руководитель брасс-ансамбля Мариинского театра, так прямо и выразился - мол, вся музыка - для струнных, а мы переделываем для себя то, что нам нужно. Переделки удачны: нельзя не отметить культурность, даже мастерство аранжировок, выполненных ударником Владиславом Ивановым («Половецкие пляски» Бородина) и в особенности Алексеем Позиным («Кармен-сюита»). Позин - замечательный валторнист, кстати, в концерте прозвучало и его собственное сочинение - сюита «Каталина» по Сомерсету Моэму. Сочинение хорошего, вполне «композиторского» уровня.

Программа москвичей - ряд относительно небольших пьес. Играют красивым, собранным, точным звуком. Так сказать, демонстрируют стабильность, отличную выделку - в их игре есть несколько прохладное московское «качество».

Что касается нашего брасса - это монументальная антреприза, в сущности медно-ударный оркестр с большим репертуаром, эффектными, масштабными номерами. Но что в особенности здорово: в манере, даже в звуке большинства из участников брасса есть что-то неповторимое, необыкновенное. Когда эта армада мастеров объединяется в ансамбле, возникает эффект великолепия, «суперпродукта» - того, чего больше нигде не услышишь.

Хотелось бы перечислить этих замечательных артистов, многие из которых определяют качество звучания Мариинского оркестра: Станислав Цес, Владислав Кузнецов (валторна), Тимур Мартынов, Виталий Зайцев, Станислав Ильченко (труба), Сергей Крючков (флюгельгорн), Игорь Яковлев, Андрей Смирнов, Владимир Полевин (тромбон), Александр Джурри (эфониум), Николай Слепнев (туба). Из числа  ударников  невозможно не упомянуть Андрея Хотина.

Брасс-фестиваль - очередная отличная, в высшей степени дельная инициатива Мариинского театра. Кстати, деревянные духовики ничуть не хуже медных - вот бы и им фестиваль.

Роман РУДИЦА, фото Владимира Барановского

↑ Наверх