Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

«Скульптуры для меня — как дети!»

Галина Хвостова, хранитель скульптуры Летнего сада, работает здесь более 25 лет. За эти годы статуи стали для нее родными

- Галина Александровна, как давно вы работаете в саду?

- С 1981 года. Когда мне предложили эту работу, я не сразу согласилась. Я работала в Исаакиевском соборе, занималась живописью XIX века. Это была очень интересная работа, я ее любила. Но, подумав, все же решилась нырнуть из века XIX в XVIII.

- Какие у вас отношения с вашими подопечными - статуями Летнего сада?

- Отношения настолько глубокие и сложные, что словами не всегда можно обозначить. Ощущаю, что я лично ответственна за них. Идет дождь, я беспокоюсь, что скульптуры мокнут. Если от статуи отваливается пальчик или носик, я переживаю, потому что надо приводить их в порядок, изыскивать деньги, работать с реставраторами. Эти заботы никогда не кончаются. Скульптуры как дети. Я их очень чувствую.

- В чем уникальность скульптурной  коллекции  Летнего  сада?

- Скульптура Летнего сада сделала прорыв в сознании русского человека, в культуре страны, в изобразительном искусстве.

Важно понять, что до Петра Первого в России не было скульптуры как таковой (была деревянная, примитивная). Образ Минервы, несомненно, был особенно близок воображению Петра I. Этот персонаж вполне успешно конкурировал с богиней любви Венерой, а в ряде случаев даже превосходил ее по частоте воспроизведений, повторений, использований в аллегорических построениях произведений искусства не только петровской поры, но и всего XVIII столетия. При этом есть основание полагать, что статую Квеллинуса можно признать первой Минервой, именно ступившей (и надолго) на русскую почву.

Через 50 лет после появления итальянской скульптуры в Летнем саду, при Екатерине II, в Петербурге была основана Академия художеств, где обучали в том числе и скульпторов. А до этого в Летнем саду служили иностранные скульпторы, они ухаживали за скульптурой. Скульптура не может просто стоять, за ней нужен постоянный уход, внимательное, бережное отношение.

После иностранцев за скульптурой стали следить и наши соотечественники. Скульптор Гордеев «надзирал» за скульптурой Летнего сада.

Домики для статуй

- Скульптор Василий Демут-Малиновский спроектировал футляры, в которые до сих пор упаковывают статуи на зиму. Укутывают в натуральный холст, перевязывают шнуром и закрывают в деревянные футляры, причем не заколачивают гвоздями, а заворачивают шурупами, чтобы нельзя было их открыть.

- И что - футляры так хорошо сохранились с тех времен?

- Нет, конечно. Футляры возобновлялись каждые двадцать-тридцать лет. С созданием нынешних футляров связана целая история.

Шесть лет назад пришел к нам в Кофейный домик человек, представился Виктором Платоновичем Патрушевым, сказал, что у его родственников есть фирма «Стройлеспродукт» и что они хотели бы изготовить и подарить новые футляры для всех скульптур Летнего сада. Я так обрадовалась: «Так вы же очень хороший человек!»

Мы сделали список скульптур и дали их размеры. И в течение трех лет, постепенно, нам сделали футляры для всех статуй, бюстов. Сначала закрыли «Мир» и «Изобилие». Сделали большие и сложные футляры такого качества, как нам требовалось, такого цвета, как мы хотели, не с гвоздями, а с шурупами, чтобы нельзя было их оторвать. Все было идеально до мелочей.

О вандалах

Как ни странно, но вандалы появились не сегодня. И даже не вчера. Из архивных документов известны вопиющие случаи вандализма.

«Сего мая 26-го дня... в первом саду, мимо шедший солдат, идучи через оный сад, статую, именуемую Нарцисус, которая стоит против деревянных покоев, близ большой светлой галереи, порочным образом пьедестала опрокинул на землю и палкою отломив у стоящего с тем Нарцисусом сделанного мраморного мальчика руку... и топтал ногами...»

Цитируемый документ датирован 1742 годом.

Современник Пушкина и его близкий знакомый Алексей Оленин, одно время курировавший Летний сад, считал необходимым возвести решетки и установить посты охраны: «Если не будут охраняемы караулом и железною при том или чугунною решеткой вполроста, то могут много потерять от народа, не довольствующего видеть памятники в некотором расстоянии, а приходящими поколупать».

В наше время есть и решетки, и посты охраны. Но акты вандализма все равно случаются.

Дедушка Крылов останется на своем месте

- Петербуржцы очень любят памятник Крылову. И опасаются, как бы не перенесли дедушку в другое место...

- Памятник останется на своем историческом месте.

- Расскажите, пожалуйста, как он появился в саду.

- Последняя реставрация Летнего сада была при Николае Павловиче - после знаменитого страшного наводнения 1824 года. Тогда же и порфировую вазу поставили, и памятник Крылову.

Ивана Андреевича Крылова знал и любил весь Петербург. Своей семьи у него не было. Когда Крылов скончался, его всем очень не хватало. Император Николай I объявил сбор средств на памятник. Все охотно давали деньги - дворяне, купцы, мещане. В конкурсе проектов памятника победил Петр Клодт. Весь Васильевский остров, где он жил, знал, что Клодт делает памятник Крылову.

Из зверинца были взяты животные, которых он рисовал, лепил. Потом, когда их увозили, многочисленные дети Клодта долго бежали за телегой, настолько они к ним привязались.

Когда памятник был готов, стали решать, куда его поставить. Сначала хотели на Невский проспект. Но потом сошлись на Летнем саде. Николай I все контролировал, все бумаги сам визировал, просто удивляешься, как его на все хватало. Оставшиеся после возведения памятника деньги, все до копейки, отдали в пользу вдов и сирот. Вот так красиво работали раньше чиновники в Петербурге.

Материалы подготовила Зинаида АРСЕНЬЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ

 

↑ Наверх