Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Величественная «пестрая игрушка»

135 лет назад, 24 ноября 1873 года, в Петербурге перед Александринским театром был установлен памятник Екатерине II. Монумент, без которого сегодня трудно представить Северную cтолицу

Масштабность самой фигуры русской императрицы, в которой, как известно, не было ни капли русской крови, побудила и к созданию масштабного скульптурного произведения.

Конкурс на сооружение памятника Екатерине II был объявлен в столетнюю годовщину ее восшествия на престол, тогда же, когда в Новгороде был установлен памятник «Тысячелетие России».

Победителем конкурса стал Михаил Осипович Микешин. Не скульптор - художник. Впрочем, в ту пору эта победа никого не удивила, поскольку имя этого творца благодаря новгородскому памятнику стало в России очень известным. Причинно-следственные связи налицо. Так же как и композиционное решение задачи.

А потому, чтобы понять, почему художнику Микешину было поручено сооружение этого монумента в центре имперской столицы, стоит вспомнить, как он стал автором знаменитого новгородского памятника.

Решение созрело в ресторане

Однажды Михаил Микешин, сидя в ресторане на Васильевском острове, неподалеку от Академии художеств, вместе с другом, скульптором Иваном Шредером, прочел в газете объявление, которое гласило: «Ввиду исполнения в 1862 году тысячелетия государства Российского объявляется конкурс на представление проекта народного памятника в Новгороде». Важно и то, что идею отметить эту дату в истории страны первым высказал министр внутренних дел Сергей Степанович Ланской, предложивший установить в Новгороде памятник Рюрику. Комитет министров поддержал идею, развив ее до памятника всей славной истории государства Российского. За последний вариант высказался Александр II.

Шредер посоветовал художнику Микешину попробовать свои силы в конкурсе как специалисту по композиции. В конкурсном задании говорилось: «Памятник по своему внешнему виду должен соответствовать историческому назначению и отражать шесть главных эпох в истории России: основание государства, введение христианства, начало освобождения от татарского ига, основание самодержавного царства русского, восстановление самодержавного царства избранием Михаила Романова и основание Российской империи. Памятник должен состоять из ваяльных изображений, соединенных изящными архитектурными сооружениями». В конце условия подчеркивалась главная мысль: монумент должен показать «ознаменование постепенного в течение тысячи лет развития государства Российского».

В итоге случилось неожиданное: не скульптор, а художник выиграл конкурс! И хотя фигуры лепили, конечно же, скульпторы, в том числе и Иван Шредер, вся слава пала на Микешина!

Памятник «Тысячелетие России» стал по-настоящему народным памятником не только потому, что на его сооружение был объявлен народный сбор средств, но главным образом потому, что люди в большинстве своем приняли его! Хотя, например, критик Владимир Стасов, отличавшийся безапелляционностью в своих оценках, назвал проект «пестрой игрушкой».

Памятник Екатерине повторил «новгородский» замысел

Пестрой игрушкой иногда называют и памятник Екатерине. Тем паче что он перекрыл собой чудесную перспективу, открывавшуюся со стороны Малой Садовой улицы на Александринский театр - замечательное творение Карла Росси.

Надо сказать, что в 1860-е с этой работой у Микешина было не все так просто, как может показаться в связи с известностью и популярностью художника. Академия художеств сначала вовсе отказала художнику в просьбе участвовать в конкурсе на том основании, что он не является скульптором. Но Михаил Осипович добился-таки разрешения участвовать в нем. И снова победил.

После появления проекта многие стали обвинять Микешина, что сделанное им - повторение самого себя. И ведь не поспоришь. В памятнике Екатерине Микешин фактически повторил условия конкурсного задания на памятник «Тысячелетие России», усадив вокруг императрицы, ярусом ниже, ее сподвижников, деятелей эпохи, вошедшей в историю под ее именем.

Памятник Екатерине действительно перекрывает величественный вид на Александринский театр. Факт. Но факт и то, что он стал неотъемлемой частью площади Островского и Екатерининского сквера, который большинство горожан именуют попросту Катькиным садиком. 

 Екатерининский сквер создан в 1832 году по проекту Карла Росси. Первоначально он имел овальную форму. Название Александринской площади, возникшее в том же году, постепенно перешло на сквер. Первое переустройство сквера произведено в 1872 - 1873 годах в связи с установкой в центре его памятника Екатерине II по проекту архитектора Давида Грима. Второй раз сквер, ставший Екатерининским, переустроили в 1878 - 1880 годах по проекту директора Императорского Ботанического сада Эдуарда Регеля. В 1880-е, после того как сквер огородили решеткой, изготовленной на Чугунолитейном и механическом заводе Сан-Галли, вновь произвели незначительную перепланировку.
 В советское время Екатерининский сад стал любимым местом сбора шахматистов, которые и сейчас зачастую устраивают на скамейках шахматные баталии.
 Любвеобильность Екатерины, вероятно, сыграла злую шутку со сквером, названным ее именем. Издавна по вечерам в сквере стали назначать свидания люди нетрадиционной ориентации.

Алексей ЕРОФЕЕВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх