Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Лилиана Кавани:

Думаю, что будущее — за женщиной!

В России Лилиану Кавани, ученицу великого Лукино Висконти, знают в первую очередь по фильму «Ночной портье» о садомазохистской любви узницы концлагеря и эсэсовца, которые оказались бессильны противостоять своему прошлому. Но в Петербурге хорошо знакомы с ее оперными постановками. В прошлом сезоне на сцене Михайловского театра состоялась премьера оперы «Сельская честь». В этом году Лилиана Кавани ставит в Михайловском «Паяцев». Накануне премьеры, которая состоится 27, 29 ноября и 5 декабря, корреспондент «Вечёрки» встретилась с синьорой Кавани.

Убийство на почве ревности - в наши дни сюжет для обычной хроники

- В ваших фильмах историко-философская проблематика часто сочетается с конфликтами современной жизни. Появится ли этот принцип в «Паяцах», и если да - то с реалиями какой страны? Италии или России?

- О России я не задумывалась. Но что бы я ни делала, в какой бы стране я ни была и какую бы тему ни затрагивала, всегда пытаюсь выразить нечто универсальное - то, что касается всех нас. Мы все - люди, мы все сделаны из одного человеческого материала, и поэтому всем нам свойственны определенные чувства. Опера жива тем, что в ней - универсальные темы.

События в «Паяцах» происходят на периферии какого-то маленького городка, но я их поместила на периферию Рима. Но куда мы их ни переместим, тема везде будет понятна.

- До меня дошли слухи, что дети из хора телерадиокомпании «Петербург», участвующие в ваших репетициях почти ежедневно с двух часов дня и до позднего вечера, уже начали есть бутафорский хлеб!

- (Cмеется.) Дети замечательные! На репетициях царит прекрасная атмосфера. Мне так приятен этот дух сотрудничества, и, поверьте, так бывает не всегда. Я не всем это говорю. Я посмотрела, как здесь делаются костюмы и декорации, и с удивлением обнаружила, что большая часть мастеров - женщины. Они просто молодчины! Браво! Я вообще считаю, что женщина должна работать, а не сидеть дома в четырех стенах. Да, кстати, я думаю, что будущее - за женщиной! Главное, чтобы женщины этого захотели.

- Как вы считаете, близок ли сюжет «Паяцев» современному человеку?

- Я думаю, никто из нас не смог избежать в жизни ни ревности, ни любви, ни фрустрации. Все это - ежедневно... Может быть, звучит кощунственно, но убийство на почве ревности - это сегодня сюжет для обычной хроники, который редактор даже не поставит на первую полосу газеты!

Эгоизм преобладает

- Вы считаете, что в нашем мире главенствует не добродетель, но преступление?

- Нет, однако с холодной головой могу сказать: эгоизм сегодня преобладает над альтруизмом. И тот, кто провоцирует страх, - провоцирует наши катастрофы. С помощью страха политики пытаются контролировать людей.

Я счастлива, что выросла во второй половине прошлого века, и мне жаль тех людей, которые взрослели и оформились в первые пятьдесят лет, потому что эти годы были наиболее страшными в нашей истории. Эти люди несчастны.

- Что касается того времени, вы ведь снимали картины и о нацизме, и о сталинизме. В истории кино много фильмов как художественных, так и документальных, повествующих о фашистских концлагерях и последствиях террора Второй мировой. Но сталинский террор не имел и до сих пор не имеет такого общественного резонанса. Как вы думаете - почему?

- В Италии не клеймили сталинизм, потому что там всегда была очень сильная коммунистическая партия. Люди взрослели в этом, это часть их культуры. Они до сих пор не могут оторваться от этого. Я никогда не боялась сказать им: «Ведь это настоящая диктатура! Как вы можете молчать об этом»! И я думаю, что потребуется еще целое поколение, которое не взрастало в условиях коммунистических идей. И до сих пор есть люди, которые верят в идеи фашизма! Таков мир.

Провозглашение любви

- Я слышала, что один из ваших любимых режиссеров - Бернардо Бертолуччи...

- Немного иначе, это мой друг. Мы начинали вместе работать. Мой любимейший режиссер - это Де Сика, поэт кино. Это высший и максимальный уровень в истории кино. Его фильм «Неаполь миллионеров» для меня - абсолютный шедевр.

- О вашем друге Бертолуччи говорят, что к своему 65-летию он достиг состояния, которое в юности определил как свою мечту: жить фильмами, думать кинематографично, есть кинематографично и спать кинематографично. Какая у вас была мечта в юности и достигли ли вы ее?

- Я хотела быть археологом, именно поэтому в юности изучала античную филологию. И вместо английского изучала латынь и древнегреческий. Для того чтобы моя мечта реализовалась, я должна была учить еще немецкий язык, потому что самые великие археологи XIX века - в основном немцы. Но когда я училась в Болонском университете, я посещала киноклуб, и более того, я с друзьями создала свой собственный киноклуб. А моя мама, когда я была маленькой, по воскресеньям все время брала меня с собой в кино. Она страстно любила фильмы.

И так вдруг, внезапно, я открыла в себе большое желание «рассказывать». После окончания университета я поехала в Рим и поступила в Экспериментальный киноцентр, на отделение документалистики. Так все началось.

- Чем займетесь, когда вернетесь в Италию?

- Я пишу сейчас два сценария. Один - о проститутках, об их мире. Сейчас появились новые факты о торговле женским телом - очень тревожные, я считаю, что нужно задуматься о том, что происходит. А другой сценарий посвящен женщине-музыканту.

- Это ваши слова: «Провозглашение любви - самое великое и своевременное послание Евангелия». Какое ваше самое великое и своевременное послание зрителям?

- Мое послание моим зрителям в том, чтобы они были свободными и счастливыми! Много плохого происходит вокруг во все времена, я это понимаю. Но всегда человек может отыскать точку опоры. Мир, наша земля - для нас.

Беседовала Антонина Ростовская

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх