Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 31 июля 2024

Иван Краско:

Я сторонник теории малых дел

Иван Иванович Краско каждый месяц для ветеранов войны и блокадников проводит творческие встречи «В гостях у дяди Вани», выступает с благотворительной целью и в Театре «Родом из блокады». Новоиспеченный кавалер ордена «Золотой пеликан» сказал в беседе с корреспондентом «ВП», что по собственному опыту знает: если делаешь добро, то оно вернется тебе сторицей.

Лишнюю сотню отдам бедствующему

- А зло непременно стукнет тебя рано или поздно, - мудро заметил Иван Иванович. - Может быть, я это по причине возраста очень хорошо понимаю, поэтому всегда стараюсь относиться к людям так, как хотел бы, чтобы они относились ко мне. Это естественно, и это просто сделать. Туда (показал вверх. - Л. К.) с собой ничего не возьмешь.

Не могу видеть, как кто-то страдает или бедствует: если у меня есть лишняя сотня рублей, я лучше отдам ее такому человеку. Здесь нет никакого подвига. Но мне это приносит удовлетворение, радость - что я кому-то смог помочь. Знаете, что я еще заметил? Вот иногда делаешь какие-то траты, вроде бы неразумные, а деньги потом к тебе возвращаются - и даже больше, чем ты потратил. 

- Но что-то среди наших олигархов не видно крупных меценатов, таких, как Мамонтов, Морозов. Чаще благотворительностью занимаются люди среднего достатка...

- Потому что они нормальные. А у олигархов - угар от богатства. На мой взгляд, им самим нужна помощь - духовная.

- Иван Иванович, а что вы думаете о петербуржцах?

- Нам нужно совершенствоваться, а этому нет предела. До конца дней надо этим заниматься - в этом, мне кажется, смысл нашей жизни.

- Вы, бывший морской офицер, командир десантного корабля Дунайской флотилии, а ныне актер Театра имени

В. Ф. Комиссаржевской, отец пятерых детей, я так понимаю, всю жизнь занимаетесь совершенствованием...

- Мне Лев Николаевич Толстой помог. В романе «Война и мир» есть целые главы о празднестве военной жизни... Я понимаю, что надо защищать рубежи нашей Родины, но это должно быть как обязанность. Я считаю, что молодым людям надо внушать: если ты в армии не послужил, какой же ты мужик? Это моя позиция. «Косить» от армии - позор.

По дороге в Канны с Шерешевским

- Иван Иванович, теперь спрошу о другом: вы считаете себя интеллигентным человеком?

- Надеюсь, что могу назвать себя интеллигентным человеком, потому что не только образован, но и воспитан.

- А вот Лев Гумилев не любил, когда его называли интеллигентом...

- Это другое дело. Лев Николаевич вообще-то считал себя хулиганом, как, кстати, и многие артисты себя считают. Потому что понимают, «из какого сора растут стихи».

- И что вы, как интеллигентный человек, можете сказать о театральной жизни Петербурга?

- Она меня не очень устраивает, потому что все равно сейчас перекос в сторону развлекательности. Может, это зарабатывание какого-то имиджа... Но когда антрепризные непотребные спектакли привозят из Москвы - мне грустно. Даже мой Андрюша как-то привез спектакль, про который я ему потом сказал: «Ну что же ты? Вместо того чтобы подтягивать зрительный зал к своему хотя бы уровню, ты идешь у него на поводу! Это неверно».

- А вы сами разве не были замечены в антрепризных спектаклях?

- Я если соглашаюсь участвовать в каком-то проекте, то только если там есть проблема и мне интересно, как актеру, это играть. А если мне интересно, то это, видимо, соответствует тому уровню, который я стараюсь не опозорить в себе.

- Можете рассказать о своих планах на будущее?

- Планы у меня, к сожалению, такие, какие подбрасывает жизнь. Вот Сергей Снежкин предложил сняться в небольшой роли в фильме по повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». И я согласился, потому что люблю этого режиссера. Снялся я у Владимира Бортко в «Тарасе Бульбе» - теперь жду озвучания.

Начинаю репетировать пьесу «По дороге в Канны» с Петром Шерешевским - это молодой режиссер, очень авангардный, но он слышит меня. И это радует. Когда меня не слышат - мне сразу становится неинтересно работать, пропадает настроение. Понимаете, мне уже много лет, и возникает вопрос: зачем тратить жизнь на то, что тебе неинтересно? А вообще я сторонник теории малых дел - думаю, если нет малых дел, то и больших не будет.

- Иван Иванович, вы про радио забыли сказать - в каких там заняты проектах?

- На радио у меня всегда есть над чем работать - вот скоро должны сделать «Капитанскую дочку».

Как же не потакать детям?

- Однако же работа не должна ущемлять личную жизнь...

- Конечно, у меня же маленькие дети! Я очень люблю своих ребятишек и стараюсь с ними проводить как можно больше времени. Мне это интересно - каждый день какие-то открытия. Эти господа - одному пять с половиной, а другому четыре - такое преподносят... Вот недавно младший - Федор - заявил маме в хорошем таком, крепком тоне: «Ну и что ты кричишь на весь дом!»

- Вы так это продекламировали... У него уже чувствуется театральная жилка?

- Наверное, да. А вот старшему - Ване - все это не нравится, он смущается... Ему нравится рисовать - мама у нас художник, приучает к рисованию, и он любит карандашом или фломастером по бумаге водить. И как ни странно, у Ванюши что-то получается! А Федя менее этому привержен, он у нас философ, иногда даже озадачит каким-то интересным выражением...

- Обычно актеры признаются, что не хотят своим детям актерской судьбы...

- Нет, я придерживаюсь других правил - как можно быть против этого? Можно, конечно, понять, что родители хотят таким образом уберечь своего ребенка от того, что хлебнули сами... Но я, как родитель, все-таки должен понять, что же моему ребенку интереснее всего. Вот тут-то и надо помочь прорезаться его призванию.

А призвание - это зов души...

- Иван Иванович, у вас такой замечательный голос - заслушаться можно... Вы своим детям на ночь сказки читаете?

- А как же! Читаю русские народные, всякие другие сказки... Один мой знакомый, детский писатель Сережа Махотин (его интервью опубликовано во вчерашнем номере «Вечёрки». - Прим. ред.), подарил мне свою книжку. Я стал читать ее детям - и им интересно. А книжка, между прочим, не простенькая, без сюсюканья.

- Повезло же им! Они бесплатно могут слушать знаменитого артиста...

- Да им мама может включить, к примеру, диск, где папа рассказывает о петербургских дворниках. И они начинают задавать вопросы: а почему здесь папа по-другому говорит? Потому что я в лицах все рассказываю, гуляю по старому Петербургу...

- С семьей своего сына Андрея (актер Андрей Краско умер полтора года назад в Одессе, куда приехал с женой Светланой на съемки фильма «Ликвидация». - Л. К.) поддерживаете отношения?

- Светочка живет в Москве, она обижена... А с внуками - Ванька-то взрослый уже, Кирюша - еще школьник, а теперь еще появилась и внученька Алиса - видимся.

- Что такое, на ваш взгляд, семейное счастье?

- Семейное счастье - это покой и уважение друг к другу (что касается папы и мамы) и дети, которые радуют каждый день. Парадокс, может быть, но я радуюсь каждому озорству моих детей. А теща иной раз говорит мне: «Иван Иванович, они же все замечают! Они видят, что вы одобряете их шалости». Ну а как я могу не потакать им? Хотя бываю и очень строг, если ребенок ведет себя непотребно, не уважает маму или бабушку. Я пытаюсь с самого начала сказать, что вот это, например, делать нельзя...

- То есть у них мужское воспитание?

- Обязательно. Они ценят и уважают меня за это.

- Значит, вы - счастливый человек?

- Да, и не скрываю этого.

Беседовала Людмила КЛУШИНА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх