Юрий Чирков: На гармошках в Осетии играют исключительно женщины
Руководитель мужского фольклорного ансамбля «Братина» находит на Кавказе уникальных хранителей казачьих традиций
Каждую осень Петербург превращается из Северной в казачью столицу - фестиваль «Слава казачья...» собирает казаков от Дона до Урала. Четыре года назад художественный руководитель мужского фольклорного ансамбля «Братина» Юрий Чирков, сам, между прочим, из гребенских казаков, задумал возродить казачьи традиции в Петербурге. И хоть в городе на Неве 26 различных казачьих обществ - не все, оказывается, знают историю и культуру казачьей песни...

Казаки любят танцевать лезгинку
- Юрий Ефимович, вы летом побывали в Северной Осетии. Что-то новое для себя узнали, путешествуя по Кавказу?
- Мы там нашли замечательную традицию казаков-осетин - до сих пор сохранившиеся многожанровые формы фольклора терских казаков. Это в станице Екатериноградской (Кабарда), где был Путин, где в свое время бывал и Пушкин, - там есть замечательный музей, есть и Триумфальная арка, которая стоит на въезде в станицу, но от дворца, построенного Екатериной, почти ничего не осталось...
- Там по-прежнему самый популярный танец - лезгинка?
- Конечно, потому что это казачья традиция - образно говоря, брать от своих соседей и врагов «шерсть и зубы». Чтобы в этом стане ты не выделялся среди других, был малоузнаваем - это гарантия твоего выживания в этой среде, порой достаточно агрессивной... Кстати, мы открыли для себя историю казачьего куначества - когда кабардинские князья отдавали своих детей в казачьи семьи, где они становились воспитанными, грамотными, обученными воинскому делу и т. д. И это давало гарантию мира - какие кабардинцы пойдут воевать с казаками, если в этих семьях воспитываются их дети? Это потрясающая традиция и показательный пример исторической толерантности - сколько казачьими семьями в одной этой станице выращено кабардинских детей, которые стали выдающимися личностями в российской истории! Среди них и Герой Советского Союза, и ученые, и летчик-космонавт - все они воспитывались в казачьих семьях как кунаки.
- Что больше всего поразило вас в поездке по Кавказу?
- Поразило казачество Минеральных Вод - своей особой организацией, собранностью, авторитетом. Они ведь живут там как на пороховой бочке. Но при этом не высасывают из пальца проблему «чем заняться казакам», к примеру пришивать лампасы или не пришивать. Просто каждый день и хлеб сеют, и храмы строят. Они соединили свои земельные паи и впервые в этом году посеяли твердые сорта пшеницы... Казалось бы, пшеница имеет цену, вырастили хороший урожай - можно продать, а они его взяли и раздали неимущим - казакам, казачкам, которые потеряли кормильцев во время чеченской кампании...
Телячья голова - самому почетному гостю
- А в казаках-осетинах, с которыми вы познакомились, почувствовали родственную душу?
- Конечно! Вы знаете, у них самый главный бог, за которого произносятся первые тосты за столом, - это Уастырджи. Так называют они нашего великого Георгия Победоносца. И изображения его мы встречали в придорожных храмах на протяжении всего нашего пути по Северной Осетии. А когда мы попали в осетинскую станицу Черноярскую, то наткнулись на старинное кладбище, середины XVIII века, - оно уже заброшено и давно заросло травой. Нас сопровождал местный атаман - осетин, и мы потом записали замечательные танцы, ведь осетины, в отличие от казаков, не могут ни петь, ни плясать без праздничного повода. А праздничный повод у них один раз в году - это Великий хаж, который происходит 19 мая. Сначала они идут на кладбище, а потом выезжают в предгорье, в долину, где варят телячьи головы, готовят национальные угощения - знаменитые осетинские пироги... Мы их долго уговаривали что-нибудь спеть, я думал, что уже все - не уговорим, и только к концу дня, зайдя в один двор, мы увидели, как женщина вынесла гармошку... Кстати, на гармошках в Осетии играют исключительно женщины - считается, что это не мужское дело. Так вот, когда хозяйка стала играть на гармошке, прибежали ребята из соседнего дома, стали плясать, и это было замечательно. Потом этот процесс было не остановить, потому что вся станица начала стекаться на звуки музыки - мы уже не знали, как все это закончить... Но, слава богу, хозяин, проспавшись, увидел у себя во дворе каких-то странных людей с камерами, машины с питерскими номерами, пошел в дом и вынес исходящую паром телячью голову...
- Что это означало?
- Это такая традиция - вареная телячья голова выставляется самому почетному, уважаемому гостю. Сначала хозяин отрезает кусочек мяса от середины зубов до уха и говорит тост, который связан с речью и который мы, гости, должны воспринимать своим ухом. Причем каждый тост был связан именно с отрезанием кусочка мяса и с определенным восприятием того или иного органа. Это потрясающая традиция! Мало того что это оказалось очень вкусно, так еще и столько тостов мы услышали... У осетин очень развита культура тоста - она обрядовая, имеет древние, архаические корни, и нам, безусловно, было очень интересно. Хочу сказать, что нам есть чему у них поучиться - культуре застолья.
Кубанский хор поет не то
- На ваш фестиваль собрались разнообразные творческие коллективы - кого бы вы выделили в первую очередь?
- К нам всегда приезжают очень яркие фольклорные ансамбли, но впервые приняла участие средняя общеобразовательная школа народного искусства Кубанского казачьего хора имени Виктора Захарченко... Кстати, когда они к нам попросились на фестиваль, я их стал отговаривать: дескать, это не ваш формат. Но они сказали, что все понимают и едут к нам поучиться - как «в экспедицию».
- Учиться фольклорным традициям?
- Представляете? Они приехали в Петербург с Кубани учиться фольклорным традициям Кубани у специалистов Фонда казачьей культуры! Захарченко (художественный руководитель Кубанского казачьего хора. - Л. К.) их благословил на это. Может быть, это сделано под воздействием того, что мы каждый год приглашаем, правда, не детскую, а взрослую группу Кубанского хора, чтобы они поучились у нас, КАК правильно петь кубанские песни и ЧТО петь.
- А разве Кубанский хор как-то не так исполняет кубанские песни?
- К сожалению, Кубанский хор поет все, кроме кубанских песен... А если и поет, то совсем не так, как поют в кубанских станицах.
- Юрий Ефимович, помимо фестиваля куда еще приглашают ваш ансамбль «Братина»? В прошлом году, я знаю, коллектив записал несколько песен к фильму Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание»...
- А в этом году режиссер Иван Стависский обратился к нам, чтобы мы помогли поставить ему спектакль «История пугачевского бунта», используя песенные традиции уральских, яицких казаков. Сложность была в том, что актеры должны были петь практически весь спектакль - там было 14 песен. Они занимались почти каждый день и теперь стали горячими поклонниками казачьей культуры.
Беседовала Людмила КЛУШИНА
Фото предоставлены Юрием ЧИРКОВЫМ
Досье
Юрий Чирков родился 4 февраля 1960 года в деревне Устиниха Смоленской области. В 1980 году закончил Смоленское музыкально-педагогическое училище, потом - служба в армии, которую Юрий Чирков проходил в Москве, был музыкантом военного оркестра. В 1984 году поступил в Гуманитарный университет профсоюзов на факультет хорового дирижирования, который закончил в 1989-м. В это же время стажировался в Ленинградской консерватории у заслуженного деятеля искусств России, заведующего кафедрой этномузыкологии Анатолия Михайловича Мехнецова как фольклорист.
В 1995 году основал мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина», а в 1999-м возглавил Фонд казачьей культуры.
Важно: Правила перепоста материалов