Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Михаил Пиотровский:

Кризис страшен, но Эрмитаж справится

Про зарубежные центры

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о деятельности зарубежных центров Эрмитажа.

- Надо сказать, что мы были первыми (вместе с Музеем Гуггенхайма), кто стал делать такие центры и управлять ими дистанционно. Вот и Лувр сейчас следует по нашему пути. Это, собственно, культурная экспансия России. Причем не связанная ни с оружием, ни с нефтью, ни вообще с государственностью. Кроме того, показ выставок за рубежом - это только часть работы. Есть еще просветительская деятельность, научная работа, издание каталогов...

- Если мы столько времени уделяем зарубежным центрам - что же остается самому Эрмитажу?

- Я хотел бы освободиться от этой провинциальной психологии: «а что мне остается?». Во-первых, Эрмитаж - огромный музей, а мы - огромная страна. Все, что мы делаем, в любом случае имеет мировое значение. А эрмитажные центры - это юридические лица тех стран, в которых они существуют. Эрмитаж не тратит на них ни копейки. Даже зарабатывает на выставках, правда не много: по одному евро с посетителя.

Во-вторых, Эрмитаж ежегодно посещают два с половиной миллиона человек, из них иностранцев - только половина.

Ведутся громадные проекты: реставрация восточного крыла Главного штаба, возведение фондохранилища. Таких грандиозных проектов в Европе нет; единственный сравнимый - это создание Музейного Острова в Берлине.

Каждый год мы открываем новые экспозиции - и традиционные, и не очень, такие, как коллекция русско-английского серебра или, например, коллекция японского искусства, и это не считая десятков выставок каждый год. На днях откроется выставка итальянского скульптора Джакометти и выставка буддийского искусства «Пещера тысячи Будд».

Еще у нас есть проект создания музея гвардии в здании бывшего Артиллерийского корпуса. Уверен, что такой музей нам очень нужен - может быть, это самое главное, что нужно нашей армии. То, что напоминало бы о воинской чести, о традициях. И нам уже дарят экспонаты потомки гвардейских офицеров, живущие во Франции.

Про финансирование

- Мы видим, что начались работы в здании Главного штаба. Не повлияет ли экономический кризис на ход работ и вообще на планы музея?

- Кризис, конечно, на всех уже повлиял и еще повлияет. Мы начали реставрацию как раз одновременно с началом кризиса. Цель - превратить здание Главного штаба в музейное здание, соответствующее духу и стилю Эрмитажа. Есть финансирование Всемирного банка и российского государства. Пока что все обещания сохраняются и работы идут.

Напомню, что сам Эрмитаж пережил куда более серьезный кризис: в течение 10 лет мы жили в состоянии жесточайшего кризиса, вообще без денег. Но при участии международного сообщества музей этот кризис преодолел. Так что и в нынешней ситуации, думаю, справимся - разве что замедлятся какие-нибудь темпы строительства. Мы рассчитываем завершить все к 2014 году, когда будем отмечать 200-летие Эрмитажа.

Про окраску Зимнего

- Сейчас обсуждается вопрос об окраске зданий Дворцовой площади. Вы действительно собираетесь перекрасить Зимний дворец?

- Мы ничего не собираемся перекрашивать - пока. Но мы знаем две вещи. Во-первых, совершенно ясно, что Петербург был городом пастельных тонов; то, что он стал ярким, объясняется плохим качеством краски в XX веке. То, что он снова приобретает нежные цвета, - по-моему, очень хорошо, хотя и не всем нравится.

Во-вторых, известно, что нынешний цвет Зимнего - не исторический. После Великой Отечественной войны его так покрасили в подражание Екатерининскому дворцу в Царском Селе - каким, может быть, хотел бы видеть его Растрелли.

Исторические цвета, как известно, были разными. Один - это красный. Вся площадь и даже колонны были окрашены в красный цвет. Выглядело это довольно мрачно - я часто говорю, что, может, из-за этого и случилась революция. Наверное, к этому цвету мы не хотим вернуться.

Еще были охристые, серебристо-жемчужные тона. Все это мы запустим в Интернет, будут вывешены «фотошопы». Важно, каким будет дворец для глаза петербуржца, для того, кто любит площадь в качестве площади, а не места массовых гуляний. Исходя из этого и будем решать.

Федор ДУБШАН

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх