Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Рената Литвинова:

Вам не поможет милиция. А я помогу

В конце прошлой недели в Капелле прошел литературный вечер, на котором Рената Литвинова читала произведения русских классиков, пытаясь тем самым привлечь внимание слушателей к давно забытым шедеврам. Эта актриса, режиссер, писательница, сценарист известна всем, но, увы, не всеми любима.

Одни принимают ее восторженно, считая возвышенной, женственной, утонченной, неземной (список эпитетов может быть бесконечным). Других она раздражает своей, как им кажется, манерностью, жеманностью, вычурностью, неестественностью... Мы решили опубликовать впечатления двух наших корреспондентов, побывавших тем ноябрьским вечером в Капелле. Кто из них ближе к истине - судите сами.

Pro

Русская Марлен Дитрих была ослепительна: белокура, черное платье, красная помада

Появившаяся на сцене Рената Литвинова выглядела, как всегда, ослепительно, но при этом подобающе случаю: длинное черное платье лишь снизу оживлялось огненными красками. Русская Марлен Дитрих сразу предупредила всех присутствующих, что она совсем не уверена, достойна ли читать публично произведения столь великих людей, и заранее попросила прощения, отметив при этом, что деньги в любом случае не вернет.

Начав с отрывков собственной сценарной прозы, актриса с места в карьер перешла к пушкинскому «Евгению Онегину» - к письму Татьяны. Волнение сказалось, несмотря на то что все тексты Литвинова читала не наизусть. Но прошло немного времени, и уже весь зал притих и слушал, как сказку в детстве перед сном, отрывки из «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева и «Носа» Николая Васильевича Гоголя, одного из любимейших писателей Ренаты Муратовны. Чтение не было грандиозным по актерскому исполнению, но Литвинова на это не претендовала, да и вряд ли кто-либо этого от нее ждал.

Среди зрителей было замечено множество клонов Ренаты Литвиновой - девушек с осветленными волосами и ярко-красной помадой, копирующих жесты и органику актрисы. Эта часть зала, понятно, была настроена восторженно.

Но общего порыва зрительской любви все же не получилось. В антракте какая-то женщина истерически кричала на все фойе: «Это позор!!! Какая вульгарность!!! Это надо освистать!» Неизвестно, передал ли кто-либо Литвиновой эту сцену или душераздирающие крики достигли кулис, но во втором отделении она заметила: «Кажется, тут женщина кричала, что она осталась не удовлетворена. Не знаю, может, я как-то помогу? Нет, я совершенно искренне, без гордыни».

Вторая часть выступления ознаменовалась новым костюмом и более серьезным настроем исполнительницы, которая, дойдя до отрывка из «Героя нашего времени» Лермонтова, где описывается смерть Бэлы, не смогла сдержать слез и даже ушла со сцены, чтобы прийти в себя. И только совершенно не знающий ее человек мог сомневаться в искренности этих эмоций.

Юлия БИБИШЕВА

Contra

Актер - упырь, актер - плющ, актер - полип...

Литературный вечер Ренаты Литвиновой. Странный вечер. Читает не себя. Классику. Как всегда, заунывным голосом. Чтобы услышать его, куча народу не пожалели бешеных денег. Люди толпились в проходах. Великолепному залу было немного стыдно. Звездный вечер смахивал на квартирник.

Репертуар парадоксальный - пушкинский  «Евгений Онегин» перемешивался с Лермонтовым, Веничкой Ерофеевым и Сергеем Есениным («Черный человек»). Произведения великих перемежались истеричной актерской отсебятиной: «На мне такая большая ответственность... Я читаю достаточно великие тексты, может быть, я их недостойна...»

Может, поэтому заявленные в афише и ожидаемые мной произведения Бродского, Тарковского, Цветаевой не прозвучали. Хотя я бы на месте Литвиновой не трогал Цветаеву. Помните: «Актер - вторичное. Насколько поэт - etre, настолько актер - paraitre. Актер - упырь, актер - плющ, актер - полип».

В перерывах между классикой из уст Литвиновой исторгались рассуждения о России и гениях. Все это версталось по принципу королей и капусты - хотела почитать «Нос» Гоголя, но заболталась и прочла себя. Потом испортила Есенина. Но до части тела майора Ковалева все-таки добралась. Понравилось. Спасибо Николаю Васильевичу. Потом испортила и Гоголя, начав рассуждать о носе, и не только: «Единственный мой патриотизм - это русский язык, на котором я говорю...»

К концу вечера - апофеоз - смерть Бэлы. Прочувствованно. Михаил Юрьевич бы расстрогался. Дочитав до конца, пустила слезу и убежала. Отличный финал.

Но после вечера беспокоил вопрос: зачем хороший актер занялся делом, которое ему не свойственно? Хотя публика бы меня не поняла. Весь зал полностью «отдался» Литвиновой.

Ощущение, что побывал на квартирнике, не оставляет до сих пор. Слишком уж панибратское отношение между актрисой и залом. Но может ли квартирник проходить в Капелле? Несколько нелепо... Этот личный эксперимент Литвиновой более подходит для камерной сцены небольшого театрика. Там вопрос «может, паузу?» более приемлем.

Кстати, в паузах звучала отличная музыка в исполнении двух скрипок и виолончели. Но классические мелодии заглушал гул из зала. Ведь все пришли на Литвинову, а не на литературный вечер.

Петр ОРЛОВ

«Вам не поможет милиция. А я вам помогу, всегда»

Справка «ВП»

Рената Муратовна Литвинова - актриса, режиссер, сценарист и телеведущая, заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии России. Как актриса дебютировала в фильме Киры Муратовой «Увлеченья», как режиссер - в документальном фильме о великих русских актрисах «Нет смерти для меня». Самые известные ее роли - в фильмах «Небо. Девушка. Самолет» Веры Сторожевой, «Богиня. Как я полюбила» (собственная режиссерская работа), «Мне не больно» Алексея Балабанова, роль в сериале Александра Митты «Граница. Таежный роман». Среди ее режиссерских работ - фильм о певице Земфире «Зеленый театр в Земфире», музыкальные клипы. Вела программы на каналах НТВ, МузТВ, СТС.

В 2005 году вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написанная журналистом Алексеем Васильевым. Книга составлена из диалогов и отрывков неопубликованной прозы, рассуждений и воспоминаний.

 

↑ Наверх