Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Как же мне без Триши...

Собаки-поводыри работают на совесть

Молодая лабрадорша Триша вежливо подает мне лапу
и заглядывает в глаза. Вообще-то зовут ее Трикси,
она - отличница-выпускница единственной в России Школы собак-поводырей для слепых в подмосковной Купавне. Трикси живет в Петербурге уже больше года у своей хозяйки Алевтины Ильиничны Заньковой, которая ее по-домашнему так и зовет - Тришей, Тришенькой.

 

Алевтина Ильинична зрение теряет из-за диабета, слепота прогрессирует, и если днем женщина еще различает силуэты, то с наступлением темноты без Триши Алевтина Ильинична не может никак.

Вот они собираются на прогулку. Трише надевают жесткую шлейку с эмблемой - красный крест и надпись «Собака - проводник слепого». Триша радуется - на улицу! Но для нее любой поход за порог - это серьезная работа. Она никогда не бросится за кошкой (лояльность к котам - непременное условие при обучении в собачьей школе), не подберет и не съест ничего с земли - этому тоже обучена. Она остановится перед поребриком на улице, перед любым препятствием, чтобы дать возможность Алевтине Ильиничне ощупать преграду белой тростью и решить, как двигаться дальше. Триша обучена вести себя корректно - в магазине, поликлинике, аптеке, любом людном месте. Она знает, как входить со слепой хозяйкой в транспорт и выходить из него.

- Мы выучили с ней маршруты - магазин, аптека, поликлиника, зубная поликлиника. Езжу с ней отсюда - с улицы Карпинского даже в Купчино к подруге, - рассказывает Алевтина Ильинична. - Первое время нас пытались с Тришей в магазин не пускать, но я разъяснила законодательство - есть общероссийский закон, согласно которому собаку-поводыря слепого обязаны пускать везде. Зато в зубной поликлинике Тришу обожают! Я сижу в кресле стоматолога, а Триша с моей белой тросточкой возлежит в коридоре. Работа врачей парализована, потому что все - и доктора, и пациенты толпятся вокруг собаки, гладят, делятся завтраками. Она никого не укусит, не лает.

- А может ли Триша вас защитить?

- Понимаете, она поразительно чувствует людей. Агрессивных, тех, кто живет не в согласии с собой, злых, мрачных. Она даже на таких залаять может. А защитить... Да вот, недавно вечером шли, пьяный привязался, она встала на защиту, даже прихватила его за штанину. Не укусила, но дала понять, чтобы он отстал. Он и отстал.

Алевтина Ильинична говорит, что выбрать и забрать из Школы собак-поводырей собаку - все равно что принять ребенка из детского дома. Потому что принимаешь всей душой, сердцем. Встречаешь как члена семьи.

- Мы ведь - каждый слепой человек, приехавший за собакой, - сначала живем три недели в гостинице при школе. Слушаем лекции - уход за собакой, дрессура, юридические аспекты нашей жизни, - чтоб знали, на что имеем право, и могли постоять за себя. Тренируемся вместе с собакой, на территории школы все для этого приспособлено - и препятствия всякие, и лес. Нас даже вывозили в Железноводск на вещевую ярмарку, где в ситуации, когда много народу и место такое шумное, Триша демонстрировала все, чему научилась. И вот уже мы с ней познакомились, три недели прожили вместе, пришло время уезжать. Идем мы по территории школы между вольерами с другими собаками, Триша, как мне сын рассказал, идет и всем видом показывает, что она теперь не одна, со своей семьей идет!

Собак-поводырей готовят в школе в Купавне долго и кропотливо. Сначала все щенки 10 месяцев находятся в так называемом детском саду - изучают элементарные команды, учатся себя вести. А потом почти год - собственно школа. Причем стать ее учениками могут далеко не все «детсадовцы» - агрессивных, нервных, с неустойчивой психикой до высокой собачьей должности поводыря слепого не допустят. Собака эта должна стать другом, помощником, настоящим профессионалом. Готовят поводырей кинологи-инструкторы. В основном - девушки. Почему девушки? Во-первых, из-за маленькой зарплаты, а во-вторых, из-за тяжелейшего труда, который не каждый мужчина выдержит. Ведь инструктор должен сымитировать слепоту, надевая светоне-
проницаемые очки, должен терпеливо обучать собаку всем тонкостям повседневной жизни рядом со слепым человеком. В день инструктор и собака наматывают по 17 - 20 километров пешего хода.

Государству подготовка одной собаки обходится примерно в 300 тысяч рублей. Слепой человек не платит за приобретение собаки-поводыря - эти расходы берет на себя Фонд социального страхования. За минувшие два года в Петербург за счет средств фонда прибыли 9 обученных дипломированных собак - лабрадоров и немецких овчарок.

Конечно, содержание собаки обходится инвалиду недешево, средства на корма ФСС выделяет, но не поспевает за ростом цен.

 

- Трише покупаю все самое лучшее, - ласково улыбается Алевтина Ильинична. - Пусть я сама недоем, но Триша будет кушать самый лучший и любимый ею корм. Да и к доктору мы ходим, вот приболела, так пришлось и лекарства покупать, и даже укол делали. Она терпеливая, не плакала, ни звука не издала. Я боюсь, что скоро не буду видеть даже силуэтов, поэтому как же мне без моей Триши...

Галина АРТЕМЕНКО
Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх