Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Туберкулез — болезнь социальная

Наши больницы не рассчитаны на приезжих

(Окончание. Начало - в номере за 28 ноября)

На вопросы читателей отвечает главный врач Городского противотуберкулезного диспансера Владимир Филиппович ЖЕМКОВ.

Сколько стоит снимок?

Почему сейчас нет таких обследований, как раньше, когда к каждому предприятию подгоняли специальные автобусы и всем делали флюорографию?

- Потому что профилактические мероприятия в полис ОМС не входят. Человек должен сам оплачивать флюорографию. Стоит флюорографический снимок 120 рублей. Вот поэтому и не получается таких массовых обследований, как раньше. Нам только говорят, что медицине дали много денег. Это не так. Многие годы здравоохранение недофинансировали, поэтому осталась огромная задолженность. В частности, перед больницами. В некоторые наши больницы зайти страшно, в них не было ремонта десятки лет. Вроде бы началась финансовая оттепель, но теперь наступил кризис. Принята государственная программа по борьбе с туберкулезом, но, говорят, в связи с кризисом ее финансирование будет урезаться. Так что пока нужно делать флюорографию за свой счет, если вы дорожите своим здоровьем.

Много ли выявлено больных туберкулезом в ходе диспансеризации, которая сейчас проводится на бюджетных предприятиях?

- На 2000 человек выявляется меньше одного случая - это у наших жителей, петербуржцев. Но есть группы повышенного риска. К ним относятся бездомные, мигранты, среди этой группы выявляемость составляет 16 случаев на 1000 осмотренных.


Группы риска

Каков порядок обследования мигрантов?

- Прежде чем получить регистрацию, приезжие должны предъявить справку, что не страдают инфекционными заболеваниями, заболеваниями, передающимися половым путем, и т. д., - есть перечень таких заболеваний. Они должны пройти обследование за свой счет. В городе есть около десяти центров, имеющих лицензию на проведение таких осмотров. Если выявляются какие-то заболевания, которые не позволяют получить регистрацию, приезжие должны быть депортированы. По нашим данным, только по одному из центров за несколько последних лет выявлено 87 случаев туберкулеза. Сложность здесь в том, что часто мигранты из легальных превращаются в нелегальных. Скажем, у человека выявили инфекцию и отказали в регистрации, но он все равно любыми путями остается в городе, достав поддельные документы и т. д. Борьба с этим ведется, но пока не очень эффективно. Необходимо буквально каждый случай тщательно расследовать. Даже механизма депортации как такового нет. Ведь если человека сажают в поезд, он выходит на следующей станции и возвращается в город. Мы обследовали водителей маршрутных такси, осмотрели 1800 человек и выявили три случая туберкулеза. А эти водители спокойно ездили, возили пассажиров, детей в том числе!

Каковы симптомы туберкулеза? И какие меры предосторожности должен принимать человек, чтобы не заболеть?

- Перво-наперво это, конечно, как я уже сказал, прохождение флюорографического обследования - первая профилактическая мера. Какие симптомы должны настораживать? Быстрая утомляемость, общая слабость. Покашливание в течение более чем трех недель, не связанное с простудой. Незначительное повышение температуры тела - до 37 градусов. Повышенная потливость по ночам. Дискомфорт в области грудной клетки. Эти симптомы - сигнал того, что необходимо срочно обратиться к врачу.


Собак выгуливали на территориях туббольниц


Достаточно ли изолированы от окружающей среды противотуберкулезные диспансеры в городе? В частности, есть ли в каждом из них система воздухоочистки?

- Пока не все диспансеры и больницы в такой степени экологически безопасны, как это требуется. Мы поставили себе целью достичь такой безопасности в ходе реализации госпрограммы по туберкулезу. Есть помещения, в которых проводятся обследования: вызывается кашель у больных, собирается мокрота. Эти зоны должны быть оборудованы по замкнутому циклу, оснащены специальными фильтрами, чтобы воздух уходил в атмосферу уже после фильтрации. Сейчас пока еще не везде стоит такое оборудование. Мы считаем, что территории туберкулезных больниц должны быть более закрытыми. Сейчас есть решетки, заграждения, но их надо привести в такое состояние, чтобы никто не мог проникнуть на территорию больницы. Еще не так давно на наших территориях даже собак выгуливали... Но я хочу подчеркнуть, что в тех микрорайонах, где находятся противотуберкулезные учреждения, повышенная заболеваемость не зарегистрирована.

 

За приезжих надо платить

Достаточно ли мест в противотуберкулезных больницах?
- Сегодня Петербург обеспечен достаточным количеством мест в противотуберкулезных стационарах. Стоит вопрос о том, чтобы улучшать условия в больницах, разукрупнять палаты и т. д. Но, учитывая миграционные процессы, я не уверен, что через несколько лет ситуация с обеспечением местами не изменится в худшую сторону,  - если к нам сюда по-прежнему будут приезжать в таком количестве больные из стран ближнего зарубежья...

Если человек выходит из мест лишения свободы с диагнозом «туберкулез», есть ли механизм препровождения его в диспансер?

- Сегодня пока нет отработанного механизма. Есть выписная документация, которая ему выдается для продолжения лечения. Иногда эта документация направляется по месту жительства. Но определенная часть освободившихся так и не становится на учет и выпадает из нашего поля зрения. Заниматься поиском этих людей мы не можем, у нас нет таких кадров. Этим могло бы заняться Министерство внутренних дел с системой участковых милиционеров, но считается, что участковые и так у нас загружены. Так что поиском этих больных заниматься некому. Это проблема.
Справедливости ради надо сказать о том, что в России есть две относительно благополучные территории по заболеваемости туберкулезом - Петербург и Москва. У нас заболеваемость в два раза меньше, чем в среднем по России. Это два мегаполиса, в которых противотуберкулезные службы работают достаточно эффективно. Но ситуация все равно у нас в городе сложная, потому что до начала перестройки уровень заболеваемости был в два раза ниже, чем сегодня. Мы сейчас ставим себе целью выйти на такие же показатели по заболеваемости, как у наших соседей-скандинавов: там они в разы меньше. Но нас тормозят миграционные проблемы. Сегодня мы ведем расчет исходя из того, что в городе живет 4,5 миллиона жителей, потоки мигрантов не учитываются при выделении финансирования. Но в реальности к этим миллионам прибавляются еще сотни тысяч мигрантов, на которых бюджет не рассчитан. Надо либо поток приезжих как-то упорядочить, либо вводить дополнительные штаты в больницах и тубдиспансерах, увеличивать количество мест в стационарах, выделять дополнительные объемы лекарств. И соответственно, закладывать в бюджет дополнительное финансирование.

 

↑ Наверх