Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

«Бог любит Россию»

Завтра православный мир простится с патриархом Алексием II


Идеал священно служителя и патриота

 


Завтра состоится отпевание, а затем
и погребение патриарха Алексия II

 


Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) скончался в пятницу в своей резиденции в московском поселке Переделкино. Еще накануне, в двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, предстоятель Русской церкви провел службу и поздравил всех верующих с этим великим праздни ком. А утром пришло известие о его кончине. И хотя здоровье патриарха было подорвано несколькими инфарктами и инсультом, известие о его кончине застало всех врасплох...

Всего два с половиной месяца не дожил святейший патриарх до своего 80-летия, которое наступило бы 23 февраля 2009 года.
Патриарх Алексий II cтал 15-м предстоятелем Русской православной церкви в 1990 году. На время его патриаршества пришлись переломные годы истории государства Российского: развал СССР, ГКЧП, расстрел Белого дома, дефолт, чеченская война, наконец, российско-грузинский конфликт. Мудрое слово святейшего помогало отвести Россию от края гибели: он не поддержал ГКЧП, в 1993 году пытался усадить за стол переговоров Ельцина и Хасбулатова, построил на месте разрушенного храма Христа Спасителя новый. При нем возрождались церкви и многие люди вернулись к вере, по его инициативе произошло воссоединение церквей...

 

Из всех городов патриарх особо выделял Петербург, здесь он четыре года (с 1986-го по 1990-й) служил митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. Владыке Алексию было сложно наладить взаимодействие с городскими властями - ему не разрешали встречаться с председателем Ленгорсовета. Известна фраза, брошенная уполномоченным Совета по делам религий: «Этого в Ленинграде никогда не было и быть не может!» Но через год картина изменилась - уже заявлялось, что двери Ленгорсовета «открыты для владыки Алексия и днем и ночью». В Ленинграде владыка Алексий сделал многое - восстановил на Смоленском кладбище часовню блаженной Ксении Петербургской, Иоанновский монастырь на Карповке, также были возвращены святые мощи благоверного князя Александра Невского, преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких...

«Я такой же, как все, - однажды заметил патриарх. - Сейчас главное - не чувствовать себя князем Церкви, а неустанно трудиться». И он трудился... В то же время ему были доступны и мирские радости - любил природу, животных. У него были три собаки (мопс, пекинес и карликовый пудель), он любил кормить лебедей у себя в резиденции, играл в шахматы, любил смотреть фигурное катание и, кстати, не был против Интернета и мобильников - у него их было несколько, но с руководителями государства он общался по старинке - поднимая «вертушку».
Как-то во время службы, когда он услышал треньканье мобильных в храме, сказал их обладателям: «Наверное, ждете, что президент позвонит». После этого звонки мобильных в храме прекратились...
«Мы не знаем, какие судьбы ждут Россию, - говорил Алексий II. - Но Бог любит Россию, а потому ждет от нее взаимности».


«Патриарх очень любил Петербург»

 


Настоятель храма Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Шпалерной, благочинный Кировского округа, член Епархиального совета Вячеслав Харинов:


- Это был выдающийся человек. Очень часто указывается немецкое происхождение Святейшего, но ведь с XVIII века его предки не только жили - они служили России, войдя в книгу славы Отечества. Например, Федор Ридигер - командующий Гродненским полком. Конечно, надо отметить выдающийся вклад патриарха в духовное дело России - объединение двух ветвей Церкви. Московский патриархат дал всему миру - и христианскому, и нехристианскому - великолепный пример, как нужно подходить к делу духовного строительства, к делу служения своей стране. Хотелось бы отметить колоссальную работоспособность патриарха, которую видели только люди церкви. Его семья знает и новомучеников, и ужас гонений, она буквально висела на волосок от смерти, но Господь хранил его, спасал и вел. И этот человек стал идеалом священнослужителя и патриота для миллионов россиян.


- Отец Вячеслав, вы лично встречались с патриархом?


- Да, я встречался со святейшим - он приезжал каждый год в Петербург. И так уж получилось, что в один из приездов, в 1999 году, в Никольском соборе мы имели возможность немного пообщаться. Меня он поразил высотой, поразительной строгостью, во взгляде его не было ничего властного, но были та строгость и та твердость, которые говорили о его колоссальной силе духа.


- А патриарх говорил о своей любви к Петербургу?


- После ухода с кафедры он очень любил посещать те храмы, которые открылись или во время его служения митрополитом, или уже после того, как он был призван на патриаршее служение. Он очень любил Петербург, ему нравилась наша епархия, он очень любил наше духовенство, и надо сказать, что мы все платили ему сыновней любовью.


- Как в дальнейшем сложится ситуация, кто может стать новым патриархом?


- Я могу сказать, что все постоянные члены Синода нашей церкви - это действительно фигуры гигант-ские, это люди колоссальной школы, поразительной учености и преданности церкви и России. В любом случае решение церкви в отношении будущего патриарха будет мудрым и все случится по воле Божией.

 

«Ты, диакон, виноват!»

 

Священник Свято-Троицкого Измайловского собора отец Константин Пархоменко:

 

- Я прекрасно помню тот момент, когда умер Святейший патриарх Пимен. Я первый раз был в Ленинграде, ехал в автобусе с экскурсией. Вдруг экскурсовод нам говорит: только что получены сведения, что умер Святейший патриарх Пимен. Я тогда уже прислуживал в алтаре и собирался поступать в Духовную семинарию, и, конечно, это отозвалось в моем сердце тяжелой скорбью. Потом все мы, священники города Перми, с напряжением следили за событиями. Мы радовались избранию митрополита Алексия. Мы не знали, кто он такой, насколько он связан с КГБ, насколько он свободен от КГБ. Мы молились, чтобы Господь помог ему быть достойным архипастырем на этой кафедре. Чудом Божьим так и совершилось. Впоследствии Святейший патриарх с юмором говорил, что власти и КГБ делали ставку на самого лояльного к советской власти человека, на митрополита Киевского Филарета (Денисенко), который, кстати, когда его не избрали в патриархи, бросился в раскол и организовал на Украине свою Церковь. Все думали, что патриархом станет митрополит Филарет, но так как голосование было тайным, то патриархом стал тот, кого избрали епископы, вся полнота епископата нашей Церкви. Им стал митрополит Алексий. Как он сам говорил, для него это было потрясением, он этого не ожидал. И вот он стал патриархом и пробыл им восемнадцать лет - с июня 1990-го по декабрь 2008 года.


...Расскажу о своих встречах со Святейшим патриархом. Много раз я видел его на расстоянии, когда еще был студентом Духовной семинарии и академии. А одна из встреч произошла в 1999 году, когда я был диаконом и служил в Казанском кафедральном соборе. Туда приехал Святейший патриарх Алексий II. Я помню какую-то мощь, исходящую от патриарха, меня поразившую. Тогда в соборе была такая проблема. Сделали алтарь, который был слишком мал: власти так распорядились (сегодня иконостас передвинут вперед). Я стоял рядом с Владимиром Яковлевым, который был тогда губернатором. Патриарх грозно спросил: «Почему алтарь такой маленький?» Настоятель, отец Павел, начал оправдываться: мол, власти не разрешают. Патриарх перевел взгляд на Яковлева и спросил: «Правда, власти не разрешают? Неужели ничего нельзя сделать? Нам нужен другой алтарь». Он так грозно это сказал. Яковлев затрепетал и, как школьник, стал оправдываться, говорить, что все решат и сделают. Святейший сказал: «Я очень надеюсь, что вы сделаете то, что нужно для пользы Церкви, передвинете этот иконостас». И действительно, все разрешения в скором времени были получены.


В тот же самый день на литургии очень громко плакал ребенок и мешал богослужению. Святейший патриарх подзывает меня (тогда еще диакона) и говорит: «Кто виноват?» Я отвечаю: «Мама, потому что она не выносит ребенка». Патриарх: «Нет». - «Ребенок?..» - «Нет». Я недоумеваю: «А кто же?» Патриарх говорит: «Ты виноват! Ты, диакон, виноват. Твоя задача - пресечь беспорядок в храме, выйти и навести порядок. Ты увидел, что плачет ребенок, - выйди и попроси маму, чтобы она побродила около храма или в притворе, чтобы не искушать людей». Меня такие слова патриарха очень наставили, вразумили и вдохновили к более ответственному и активному служению.


Он действительно был скромным человеком. Когда приезжал к нам в собор, то за день до него появлялись крепкие ребята из охраны. Я с ними беседовал. Они спрашивали, где будет стоять Святейший патриарх, куда он пойдет, - чтобы проверить, нет ли там каких-нибудь опасностей. Я спросил: «Актуальна ли эта предосторожность?» Они сказали: «Отец Константин, вы не представляете, как много раз на Святейшего патриарха нападали!» - «Да кто же нападал на него?»


И они рассказали: «Вы не найдете в прессе сообщений о том, как какой-нибудь сумасшедший фанатик с ножом бросился на него, это засекреченная информация, но вот, например, две недели назад на патриарха набросился человек с бритвой, чтобы перерезать ему горло. Много параноиков, которые считают, что Церковь виновата во всех их бедах. С кем свести счеты? Со Святейшим патриархом».


Святейший никогда не устраивал каких-то особых мер безопасности для своей персоны. Да, о нем пеклись, как о пожилом человеке, о нем заботились, как о старике, а не как о президенте или каком-то духовном лидере, но он сам всегда выходил в народ, общался с людьми, благословлял их, и лишь ребята из охраны знают, что это такое - внимательное отслеживание опасностей и предотвращение трагедий.

 

 

«Он очень переживал за то, что у нас распространено невежество»

 

 

Настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин:


- Знаю его еще с 65-го года, когда меня от Ленинградской духовной семинарии включили в учебный комитет Московского патриархата, а он был председателем этого учебного комитета. Я с ним все время работал и на международной арене - он был президентом конференции европейских церквей, а я был представителем от РПЦ. Поэтому у меня с ним была очень долгая и очень серьезная работа и по защите интересов нашей церкви за рубежом, и здесь - я все время занимался духовным образованием и был настоятелем Никольского собора, когда он был митрополитом Ленинградским. И когда он выбирался в народные депутаты Верховного Совета (от Фонда милосердия и здоровья в 1989 году патриарх был избран народным депутатом СССР. - Л. К.), я был его доверенным лицом по связям с общественностью.


Патриарх обладал даром благодати Божией или, как сейчас называют, харизмой, он служил Церкви и народу. Он очень переживал за то, что у нас распространено везде и вокруг невежество: то сектанты под землю залезают, то разводятся колдуны, чародеи всякие - его это очень расстраивало. Он сам был человеком просвещенным, высокой культуры, и поэтому его патриаршество отличалось таким спокойным, уравновешенным характером и желанием просвещать. Он действительно был патриарх-просветитель - при нем открылось много духовных школ и семинарий, увеличилось количество воскресных школ, где закладываются основы православной культуры. Вообще он стремился к тому, чтобы священнослужители, особенно монахи, были грамотными, просвещенными и культурными, - в этом он видел ключ в решении многих проблем.

 

 

 

 

↑ Наверх