репортер от бога
Сегодня Матвею Фролову исполнилось бы 94 года
«Так любить свою профессию мало кто способен» Сегодня - День репортера, учрежденный в честь известного журналиста Матвея Фролова
Для петербургских журналистов, особенно для тех, кто работает на радио, сегодня знаменательный день - День репортера, учрежденный в честь замечательного журналиста Матвея Львовича Фролова (1914 - 1995).
Именно сегодня, будь он жив, Матвей Львович отметил бы свой 94-й день рождения. И наверное, порадовался бы, что есть такой журналистский праздник, ведь репортерскому делу он отдавался весь, без остатка.
Замдиректора Фонда развития и поддержки СМИ Алексей Захарцев, который работал под началом Матвея Фролова, вспоминает, что Матвею Львовичу можно было звонить круглосуточно.
«Это был удивительный человек, - рассказывает Алексей Иванович. - Он, маститый журналист, запросто с нами, тогда молодыми репортерами, общался, делился своими темами... Ему можно было звонить в любое время - и днем, и ночью. Он многому нас научил, умел в точку задавать вопросы и мог «вытянуть» любую, даже самую скучную пресс-конференцию...
Матвей Львович во многом был впереди своих собратьев по радийному цеху - ему первому пришла мысль создать корреспондентский пункт Всесоюзного радио, и он создал этот корпункт на радиостанции «Маяк» и руководил им с 1943 по 1995 год.
Кстати, и своего сына, Льва Фролова, ныне работающего корреспондентом в Санкт-Петербургском региональном центре ИТАР-ТАСС, он заразил любовью к репортерскому делу. И хотя Лев Матвеевич вначале поступил на географический факультет ЛГУ, все же потом «наследственность» победила и он стал-таки журналистом. Лев Матвеевич вспоминает, как в детстве он наблюдал за тем, как работает его отец, и ему все это очень даже нравилось. Матвей Фролов брал сына с собой на репортажи - привозил на аэродром, показывал самолеты, водил на корабли, в авиационный полк...
«Он все время ездил на интересные мероприятия, встречался с интересными людьми - летчиками, героями-полярниками, и я постепенно приобщился к этому делу, - рассказывает Лев Матвеевич. - У него было много друзей среди летчиков - его любимая тема была «Летчики на защите ленинградского неба», и многие из героев репортажей стали его друзьями после окончания войны. Очень любил полярную тематику, курировал Арктический институт, знал первых папанинцев - зимовщиков полярной станции «СП-1» - самого Папанина, Кренкеля, Федорова, Ширшова и много писал о них... И я после этого понял, что хочу быть полярником, почему и пошел на географический факультет ЛГУ».
«Письма полярников» Матвея Фролова, который организовал «радиоперекличку» зимовщиков с родными, - это уже классика жанра, его репортажи были настолько подробными и удивительно интересными, что Арктический институт наградил его знаком «Почетный полярник». Это был редчайший случай в истории, чтобы человек, не имеющий отношения к экспедициям, исследованиям, науке, ни разу не побывавший на полярной станции, получил звание «Почетный полярник».
«Он был жутко азартным, буквально горел, когда видел какую-то интересную тему. Он не мог дождаться утра, чтобы начать работать: бежать на завод, в институт или же брать интервью у Темирканова, у Андрея Петрова, с которым дружил, у Товстоногова, Лаврова, - говорит Лев Матвеевич и сокрушается, что сейчас мало таких журналистов, у которых «горят глаза»...
А самой главной чертой Матвея Фролова, считает его сын, была любовь к своему делу - «так любить свою профессию мало кто способен».
Олег Сердобольский, обозреватель Санкт-Петербургского регионального центра ИТАР-ТАСС, вспоминает, что очень близко общался с Матвеем Фроловым.
«Для меня он был в профессии отцом, - говорит Олег Сердобольский. - Хотя он и не учил меня на журфаке, но был для меня настоящим учителем. По своему призванию он был генетический репортер - по своей открытости, высочайшему профессионализму, компетентности, точности. То есть у него был комплекс всех этих качеств, помноженных на человеческое обаяние... «Открыть» для себя Матвея Фролова мне помог случай. Это было в Стокгольме лет пятнадцать назад: я, находясь там, выяснил, что у них век репортерства - это сорок лет. Если в сорок лет у репортера нет колонки в газете, то он уже «выходит в тираж». И когда я сказал, что у нас в Питере есть человек, который вдвое перевыполнил эту норму, шведы были ошарашены - они думали, что я шучу».
Людмила КЛУШИНА
12 декабря в пресс-центре Балтийского информационного агентства лучших репортеров будут награждать одной из самых престижных в Северной столице журналистских премий - Премией имени Матвея Фролова. Она учреждена Фондом развития и поддержки СМИ четыре года назад и призвана выявить новые таланты, а заодно и привлечь внимание к проблемам сохранения и развития ленинградской - петербургской репортерской школы.
Важно: Правила перепоста материалов