Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

оркестр его — лицо России

70-летие Юрия Темирканова друзья маэстро отметят грандиозным концертом

Юрий Темирканов: Когда был молодым, хотел получить звание, медали, а потом поумнел и понял, что не в этом суть...


Сегодня народному артисту России, лауреату Государственных премий, выдающемуся российскому дирижеру исполняется 70 лет

 

 

 

В честь юбилея в Большом зале Филармонии 12 декабря грянет грандиозный гала-концерт «С днем рождения, маэстро!», в котором примут участие крупнейшие звезды мирового музыкального олимпа, друзья маэстро: дирижеры Марис Янсонс, Александр Дмитриев, Николай Алексеев; солисты: Юрий Башмет (альт), Элисо Вирсаладзе (фортепиано), Наталия Гутман (виолончель), Евгений Кисин (фортепиано), Гидон Кремер (скрипка), Сергей Лейферкус (баритон), Денис Мацуев (фортепиано), Вадим Репин (скрипка), Саяка Сёдзи (скрипка), Дмитрий Хворостовский (баритон).
Все эти знаменитые музыканты специально приезжают в Петербург, чтобы приветствовать выдающегося дирижера современности. В концерте примут участие оба филармонических оркестра и Оперный хор Михайловского театра (художественный руководитель - Владимир Столповских). Прозвучат произведения Бетховена, Шумана, Вагнера, Глинки, Дворжака, Лало, Рубинштейна, Изаи, Легара, Бруха, Бартока, Шостаковича и Щедрина.
Накануне юбилея Юрий Хатуевич находился на гастролях во Франции и был практически недоступен, однако нашему обозревателю удалось пообщаться с маэстро в темпе блица.

 


- Маэстро, как вы относитесь к юбилеям?

- Нормальные люди не любят отмечать юбилеи. Но зато это любят все вокруг, и когда-то я понял, что если сам не возьмешься за подготовку юбилея, то может получиться сумбур, самодеятельность.

- Каких только концертов не видел Большой зал Филармонии, но тот, что состоится 12 декабря, из ряда вон выходящий... Столько звезд на одной сцене - это что-то невероятное. Даже начало передвинули на 17 часов, чтобы все успели выступить, поздравить вас... Но как же удалось собрать всех в один вечер, уговорить приехать в Петербург?

- А разве друзей надо уговаривать, просить о встрече? Я позвал не просто выдающихся музыкантов, а еще и своих друзей.

- Начиная с сезона 2007 - 2008 годов вы еще и главный приглашенный дирижер Большого театра. Там тоже будет отмечен ваш юбилей?

- В январе там что-то собираются устраивать. Никак не избежать юбилеев. В Большом театре я работал в 70-х, у меня с ним связано столько хороших воспоминаний! А вообще сотрудничать с Большим театром - большое удовольствие. Когда там будет закончен ремонт, я надеюсь уже в отремонтированном театре что-нибудь сделать.

- Почему с Кавказа вышло так много хороших дирижеров? Горный воздух способствует?

- Да нет, русских дирижеров великих больше, чем кавказцев.

- Как в таком серьезном возрасте сохранить энергию и силу?

- Не сдаваться! К тому же люди моего возраста обычно чувствуют себя моложе своих лет, если продолжают работать.

- А работаете фантастически много! Буквально через день после вашего юбилея стартует грандиозный фестиваль «Площадь искусств», что продлится до 24 декабря... Вы на фестивале выступите дважды - на открытии ваш оркестр исполнит произведения Прокофьева, а 24 декабря в концерте, завершающем фестиваль, прозвучат сочинения Брамса... А что потом в ваших планах? Говорят, у вас на пять лет вперед все расписано?

- Примерно так и есть. Но я всегда думаю: сбылась мечта идиота! Его везде приглашают, все хотят, его награждают. А в принципе это все суета сует, жизнь-то - это совсем другое. Помните, как Раневская сказала, когда ей дали новую квартиру: «Ой, ой, я забыла!» - «А что вы забыли?» - «Похоронные принадлежности, медали». Честно говоря, когда молодой был, то хотел получить звание, медали, а потом поумнел и понял, что не в этом суть...


Михаил САДЧИКОВ

 

 


Подробнее о программе фестиваля читайте в пятничном выпуске 12 декабря.

 


поздравления

 

Художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Александр Дмитриев:

- Мы с Темиркановым работаем рука об руку. У нас достаточно тесные и дружеские отношения. Меня восхищает в Юрии Хатуевиче преданность своему делу и стремление к непрерывному развитию. А еще он очень здорово рисует, и особенно хорошо у него получаются шаржи на самого себя!

Я давно его знаю, и мне кажется, что его дирижерская манера изменилась! С внешней стороны стала более скупой, и в то же время с большим проникновением в суть музыки.
Рихард Штраус, занимавшийся еще и дирижированием, сказал как-то, что только в семьдесят лет он понял, как нужно дирижировать. Это не значит, что до этого он понятия не имел, что это такое. Но, может быть, 70 лет - это такой рубеж, когда музыкальное мироощущение и взгляд на самые обыденные жизненные вещи становятся иными... 

Сколько мы с ним работаем, у нас никогда не было конфликтов, хотя между коллегами, как вы понимаете, это иногда случается. Я бы пожелал ему здоровья, поскольку это не только интеллектуальный труд, но и физический. Дирижирование требует особого вида внутренней энергии и внутреннего заряда, напряжения. Хочется, чтобы его вольтметр все время показывал 1000 вольт. Его оркестр - лицо России.

 

Дирижер заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Николай Алексеев:

- Я до сих пор считаю себя учеником Юрия Хатуевича, несмотря на то что и сам уже немолодой. В первую очередь у него можно поучиться аристократизму. Для меня он - аристократ в музыке в самом хорошем, глубоком и чистом понимании этого слова, сейчас уже забытом.   Мы, конечно, желаем ему долгих лет творчества в высокой музыке, чтобы удовольствие от работы у него никогда не исчезало! Его талант неиссякаем.


Ведущий артист Лондонской королевской оперы Сергей Лейферкус:

- Нас связывают очень долгие годы дружбы, творческих и человеческих отношений. Меня восхищает в нем многое: ум, феноменальная музыкальность, его дирижерская эстетика, его отношение к людям, его мудрость. Я, как и многие, даже невольно перенимаю его манеру поведения, разговора, общения с людьми! Кажется, что все это - мелочи, но они передаются от него к другим! В свое время, когда о Темирканове создавалась книга, я написал одну из глав, которая называлась «Его все любили, но очень боялись». Такого в принципе не бывает, но когда он был главным дирижером Кировского театра, то был полновластным руководителем: к нему обращались просто со всеми вопросами - вплоть до грима и костюма. Если он ставил, например, «Евгения Онегина», то знал роман наизусть! Он знал, какого размера пуговицы должны быть на мундире! У него к тому же врожденная элегантность, она тоже передавалась, он знал, как должны себя вести аристократы XIX века. Он настолько многогранен, что невольно поражаешься - как ему все это удается? Дирижерам свойственно долголетие, но тем не менее я все равно хотел бы пожелать ему творческого долголетия и многих лет жизни. Это уникальный человек, он сыграл огромную роль в моей судьбе.


Подготовила Антонина РОСТОВСКАЯ

↑ Наверх