Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Галина Короткевич

сыграет бенефис 23 декабря

Галина Петровна - одна из старейших актрис Петербурга. Но в то же время она - одна из самых молодых, жизнелюбивых и энергичных женщин, встречавшихся мне. Она всегда прекрасно выглядит, подтянута, элегантна. В Театре им.  В. Ф. Комиссаржевской, где она служит уже почти полвека, Галина Петровна дружит с молодыми актерами, и они отвечают ей взаимностью, называя не иначе как Галюня и Галиночка Петровна. Она не пропускает ни одного коллективного праздника, всегда приходит нарядная, готовит коллегам поздравления и вкусное угощение. На каждом театральном застолье коронное блюдо - сладости от Галины Петровны. Сейчас Галина Петровна готовится к своему бенефису, репетирует главную роль в спектакле «Шесть блюд из курицы». Накануне бенефиса мы встретились с этой уникальной женщиной в ее гримуборной, чтобы поговорить о творчестве и просто о жизни. Ведь жизнь Галины Короткевич охватила целую эпоху.

Первыми моими зрителями были куклы

- Галина Петровна, расскажите, как появилось желание стать актрисой.

- Моя любовь к театру началась еще в детстве. Потому что моя мама была актрисой, и бабушка играла в народном театре при заводе «Большевик», папа был скрипач, а дедушка играл на всех народных музыкальных инструментах. Поэтому в детстве я всегда играла в артистку, выступала, а куклы были моими зрителями. 8 лет я занималась хореографией в ДК «Нарвский» у замечательного педагога, впоследствии главного балетмейстера Мариинки, Бориса Александровича Фенстера. У нас были отчетные концерты, я танцевала на сцене Филармонии. Когда я была в 8-м классе, он предложил мне поступать в хореографическое училище и даже договорился, чтобы меня взяли. И вот мы с ним пошли поступать, и шли все медленнее и медленнее, а в Екатерининском садике он меня оставил подумать, а сам пошел купить мороженое. И когда он вернулся, то я заплакала и сказала: «Я так хочу играть разные судьбы, а не только танцевать, я буду поступать в театральный институт». Он засмеялся и сказал: «Я это понял, потому и пошел за мороженым».

- Вы были уверены, что поступите в театральный?

- Когда я заканчивала 10-й класс и меня спрашивали: «А что, если тебя не примут?», я отвечала: «Я все равно поступлю». Мама только сказала: «Галенька, я тебе помогать поступать не буду. Что сама приготовишь, то и будешь читать. Потому что это такая профессия, в которой помогать нельзя». Я поступила на курс к Борису Михайловичу Сушкевичу. Первый курс мы проучились очень увлекательно и интересно. Летом после первого курса мы хотели поехать в колхоз убирать картошку и играть концерты. Мы готовили этот концерт у меня дома. Почти всю ночь, как это бывает в студенчестве, мы репетировали, чтобы показать Борису Михайловичу. Заснули под утро кто где. А в шесть утра нас разбудил шум на улице, и мы услышали из репродукторов: «Война, началась война!» И началась совершенно другая жизнь.

Все мы выжили случайно

- Вы были на фронте?

- Так как в институте знали, что я хорошо танцую, то меня сразу направили в бригаду старшекурсников. Они играли отрывки, а я танцевала, я там была самая юная. Поэтому я и не попала на фронт. Очень много ребят с нашего курса погибли. Потому что в этом народном ополчении никто винтовку в руках не держал. Ведь в школе нас учили обращаться только с противогазом, от которого мы отшпиливали трубки, надували и хлопали, а стрелять никто из мальчиков не умел, они не знали даже, где курок, да и выдавали им одну винтовку на троих. Но мы смеялись и были уверены, что война через неделю закончится. Никто не верил и не думал, что будет такой ад и кошмар. Я танцевала на Ленинградском фронте, на Волховском и на Дороге жизни на Ладоге, ночами в морозы по 45 градусов. Все мы выжили случайно. Потому что смерть шла за каждым. У нас был такой случай, когда мы ехали с концертом из одной деревни в другую. С нами не послали сопровождающего, и мы заблудились. Тут выбегает из леса какой-то лейтенант, шофер его спрашивает: «Как нам доехать до Мышкина?» Он показывает: «Вот, прямо пять километров» - и сам убежал. А мы едем, уже полтора километра оставалось, тут к нам по-пластунски подполз солдат и кричит: «Куда едете?!  Там немцы!» Оказалось, что нас прямо к немцам отправили. Мы развернулись и поехали обратно. А через какое-то время вдруг все стали хохотать - живы остались. Хотя война длилась всего четыре года (по сравнению со всей жизнью - это ерунда), но она оставила такой шлейф, который тянется за тобой всю жизнь...

Тебя же зовут Галя, почему он назвал тебя Норой?

- После института вы пришли в Театр им. Ленсовета...

- Да, и на второй год работы в театре меня вызвала к себе Надежда Александровна Бромлей и сказала: «Я вам вручаю роль, которая должна быть вам памятна всю жизнь». И дала мне роль Норы в пьесе Ибсена. Я шла с этой пьесой как с молитвенником. Работа драматических актеров нигде не фиксируется: она или остается в памяти зрителей, или нет. А эту мою роль зрители помнят до сих пор. Мы с внучкой Катенькой как-то шли по улице, к нам подошел мужчина и сказал: «Ой, я встретил Нору!» А Катя очень удивилась, сказала: «Тебя же зовут Галя, почему он назвал тебя Норой?» И совсем недавно, я стояла на переходе, ко мне подошла женщина и стала говорить: «Я видела вас в «Миллионерше», я видела вас в других ролях»... А рядом стояла другая женщина. Она услышала и сказала: «Ну и что, что вы ее видели в «Миллионерше»? А я ее в 48-м году видела в «Норе» и забыть не могу!» Это и есть главная награда для актеров.

Сначала труппа устроила мне бойкот

- Почему вы ушли из Ленсовета?

- Когда туда пришел Игорь Владимиров, который только что женился на Алисе Фрейндлих, он честно сказал мне: «Ты в этом театре играть не будешь». А в это время из Комиссаржевки ушла Эмма Попова, и меня пригласили заменить ее в спектакле «Дети солнца». И я пришла сюда, а труппа устроила мне бойкот: несколько актеров не хотели, чтобы я играла, и на репетицию не пришли.

- Но потом вас приняли здесь?

- Этот театр стал моим родным домом. По-партнерски и по-человечески он очень теплый. Я уже 63-й год на сцене и, хотя мои лучшие роли были сыграны в Театре Ленсовета, там я провела всего 15 лет, а всю оставшуюся жизнь - здесь. И так получилось, что уже на глубоком закате моей жизни Виктор Абрамович Новиков - наш художественный руководитель - принес пьесу Ганны Слуцкой «Шесть блюд из курицы». Я много сыграла пустячков, но такой глубокой роли у меня давно не было. Я второй раз встречаюсь в работе с режиссером Валерием Гришко и работаю с ним с огромным наслаждением, мне все нравится, и у меня одна задача - выполнить все, что он предлагает, и не подвести. Эта пьеса о матери, которая своей безумной любовью к мужу и сыну делает им карьеру, поднимает их любыми путями, потому что они так не могут, а она может.

- А вы своей дочери, ныне заслуженной артистке Ирине Конопацкой, помогали поступать, когда она решила стать актрисой?

- Нет, конечно, не помогала. Она и поступила не сразу.

- А внучка Катя собирается продолжить актерскую династию?

- Кате всего 14 лет, она с отличием окончила музыкальную школу, сама пишет композиции. Она еще не определилась с выбором. Пока она не хочет в актрисы. Катя, как и все современные дети, много времени проводит за компьютером. Но она творческий человек.

Беседовала Виктория АМИНОВА

 

↑ Наверх