Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Авторынок:

кризис только начинается

В Петербурге с октября за месяц продается меньше автомобилей, чем это было в соответствующий период годичной давности. В следующем году, по прогнозам экспертов, продажи еще упадут. По наиболее реалистичным прогнозам, их будет процентов на двадцать меньше, чем в 2008 году.

Город на Неве в этом не является, конечно же, исключением. Аналогичная ситуация наблюдается по России в целом. Если в этом году продано будет все же больше, чем в прошлом, то 2009-й станет, очевидно, временем спада. И хорошо, если только 2009-й. Кое-кто утверждает: до 2012 года будет продаваться около 2 миллионов автомашин в год. Напомним, что в этом, по прогнозам, их должно было быть продано более 3 миллионов. Правда, теперь прогнозы пересмотрены - 2,85 миллиона.

Подъем, похожий на падение

Кризис авторынка в России не столь заметен, как в Европе, Америке, Японии. Там падение продаж - 30 - 50 процентов. Причем, судя по предварительным результатам, и за год будет продано меньше машин, чем в 2007-м. У нас по итогам года все же рост процентов на пятнадцать. Так что иностранные производители легковушек даже поговаривают о том, что российский рынок для них становится основным.

Но денежные потоки иссякают. И в первую очередь это сказалось на автокредитовании. Ведь до середины 2008 года на долю кредитов приходилось порядка 50% от общего объема продаж новых автомобилей. Кстати, на Западе в долг продавалось еще больше машин. Вот вам и причина, почему у них падение продаж сильнее. Проблема ясна: в условиях финансового кризиса выросли ставки. Сейчас нигде, кроме как в государственных банках, деньги невозможно получить меньше чем под 20%. В этих условиях за машину придется в итоге выплатить вдвое больше, чем если бы она приобреталась за наличные. А когда у людей и так постоянно висит над головой меч сокращений (и уж тем более не приходится рассчитывать на повышение зарплат), пожелают ли они платить лишнее?

Да и сами банки не рвутся давать деньги в долг. Это когда шел рост продаж, автокредит считался выгодным делом. Если заемщик не платил, у него всегда можно было отобрать машину и продать. Конечно, стоимость ее, раз она побывала в эксплуатации, падала, и все же с учетом уже выплаченного банк мог рассчитывать вернуть свое. А раз теперь продажи падают, реализовать автомобиль в случае отказа клиента оплачивать кредит становится труднее, и притягательность автокредитования для банков уменьшается.

Правда, пока сказать, насколько упало число кредитов, трудно, точных данных нет. Можно лишь прикинуть. Если планировалось, что к займам прибегнет половина из 3,2 миллиона покупателей автомашин, стало быть, их должно быть 1,6 миллиона. На самом деле получилось 1,3 миллиона - на 300 тысяч меньше. Стало быть, падение числа выданных кредитов по сравнению с ожиданиями - 20%. Если учесть, что полгода все шло по графику, значит, за время кризиса займов стали предоставлять на 40% меньше.

Предложение подгонят под спрос

А что ждет нас в следующем году? С уверенностью можно сказать: кредитный рынок будет уменьшаться дальше. Причем январь и февраль всегда были месяцами спада продаж. Обычно объем рынка восстанавливался к марту. Но в следующем марте до России, по всем прикидкам, должен будет добраться кризис в реальном секторе экономики. Стало быть, уменьшится число потенциальных покупателей.

При этом сегмент самых дорогих машин кризису будет подвержен меньше. У богатых денег хватит, а автомобиль они покупают не потому, что хотят, а потому, что должны поддерживать престиж. Тут не экономят. А ведь автомобили премиум-класса занимают на российском рынке примерно 6,5% от общего числа, но дают более 20% по стоимости.

Вот где наверняка будет серьезное падение, так это в сегменте цен от 25 до 50 тысяч долларов. Можно ожидать, что потенциальные покупатели этих авто предпочтут пересесть пока на более дешевые машины. Но тем самым они увеличат на них спрос, а именно легковушек стоимостью от 6 до 25 тысяч долларов у нас больше всего. Потому можно ожидать, что рынок в будущем году вернется примерно к уровню 2007 года.

Интересно, конечно, знать: что будет с ценами? Вроде бы при падении спроса следовало ожидать, что они снизятся. Но пока мы видим обратное: практически все производители заявили о повышении стоимости своей продукции в 2009 году. Ведущие по числу продаваемых на российском рынке автомобилей иностранные компании - на 5 - 8 процентов. Наши автопроизводители - чуть меньше.

Не важно, чем этот рост цен объясняют. Означает он одно: производители снижают объемы выпуска машин и перекладывают свои потери от этого снижения на плечи покупателя. Причем сокращение производственных программ готовится капитальное, такое, чтобы не только уравнять спрос и предложение, но и сделать второе опять ниже. А то сейчас в наших автосалонах и очередей-то на новые импортные машины не осталось!

Надежда на дилеров?

Причины сокращения производства ясны: мировой автопром - в глубочайшем финансовом кризисе. Слишком долго, радуясь устойчивому росту спроса, безоглядно тратили деньги (в том числе заемные) на дорогие проекты. Теперь - не до жиру. Судьба американской «большой тройки» («Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер») вообще висит на волоске. Денег нет, а американские законодатели даже половину просимого 31 миллиарда долларов выдать не хотят.

Характерно: «Форд» остановил свой завод во Всеволожске на весь январь (посмотрим, как-то они откроются потом!). А «GM» свое шушарское предприятие собирается «тестировать» (то есть не запускать серию, ограничиваясь сборкой нескольких автомобилей в день) до марта. То есть как раз до того времени, когда станет ясно: выживет ли фирма и будут ли американские власти и дальше поддерживать ее.

У конкурентов дела не многим лучше. «Тойота» в Петербурге произвела за год всего 5 тысяч машин. Про «Хендай» и «Сузуки» уже говорят, что реализация их программ задерживается.

В таких условиях действительно ждать падения цен на машины смысла мало. Если откуда и может взяться удешевление, так это от дилеров. Многие из них тоже в условиях роста рынка набрали кредитов и построили «автоцентры-дворцы». Теперь нужно расплачиваться, а где взять деньги, если уровень продаж падает? Приходится их хотя бы скидками стимулировать. К примеру, отказываться от часто практикуемой добровольно-принудительной установки дополнительных систем безопасности.

Дешевые автомобили на рынке могут появиться и в результате краха некоторых дилерских компаний. Банки-кредиторы начнут изымать залоговое имущество, включая автомобили, и выставлять на продажу. Естественно, тоже не очень завышая цену. Но это все будут кратковременные акции. Устойчивого падения цен ожидать не приходится.

Вот что может произойти, так это рост рынка подержанных автомобилей (здешних, не вновь ввозимых). Ведь множество людей и организаций в условиях кризиса будут избавляться от части своего автопарка либо пересаживаться на более дешевые автомобили. Старые же пойдут на продажу.

Юрий Звягин

↑ Наверх