Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Евгений Лебедев гримировался сам

Рассказывает начальник гримерного цеха БДТ

Гримерный цех БДТ - это особое место. Место, где совершается таинство, где исчезает лицо актера и появляется лик персонажа. Огромные зеркала с освещением по периметру, многочисленные баночки с гримом, кисточки, накладки, парики, разные приспособления. Встреча с Наталией Евгеньевной Кузнецовой- начальником гримерного цеха БДТ, которая вот уже более сорока лет работает в театре, состоялась за час до начала спектакля «Мария Стюарт».

Главное - чуткие руки и вкус

- Наталия Евгеньевна, с чего все начиналось?

- После 8-го класса встал вопрос: куда идти работать? Папа у меня умер рано... И его друзья артисты (он служил актером в БДТ) предложили маме: «Приводи ее в театр, пусть она здесь работает под нашим чутким руководством». Вот так я и пришла в гримерный цех ученицей. Здесь тогда замечательные мастера были.

- А художественное образование у вас было?

- Нет, никакого образования не было. Но в нашем деле это не обязательно. Главное - чуткие руки и вкус. А живя в Петербурге, вкус развить не сложно. И конечно, нужно обладать талантом общения с людьми, а еще -терпением и усидчивостью нечеловеческими. И не все, кто приходит в профессию, выдерживают, у многих не получается.

- А существует гримерная школа БДТ? И чем отличается от других?

- Основателем гримерного цеха БДТ считается Сергей Маселович Маковецкий. До революции у него были свои мастерская и магазин на Фонтанке, в котором можно было купить французские парики и различные инструменты. А когда произошла революция, то предприимчивый торговец перенес все свое хозяйство в театр. Кстати, некоторые из его париков сохранились до сих пор, им уже больше ста лет. От него и пошла школа БДТ. А школа Александринского театра другая - там династия Алексеевых... Отличаются школы, можно сказать, нюансами. Есть объективные причины: разные залы, высота, дальность зрителя. Все это учитывается, когда накладывается грим.

- Какой грим вам кажется самым интересным?

- Вы знаете, я очень люблю артистов, которые гримируются сами (смеется). Актеров в институте этому учат, я и сама преподавала несколько лет.

Лебедев всегда гримировался сам

- Почему? Тогда у гримера не будет работы!

- Вовсе нет! А делать парики, наклейки? Мы ведь гримеры-постижеры. Но в нашем театре испокон века артиста гримирует гример. Хотя все очень индивидуально. Вот, например, Евгений Алексеевич Лебедев всегда даже самые сложные гримы делал самостоятельно. Доходило до того, что сам себе из гуммоза нос лепил. Он сам рисовал свой грим и сам гримировался. Ему это было необходимо, таким способом он входил в образ.

- А кто в таком случае считается автором грима? Кто решает, что у королевы, например, будет нос с горбинкой?

- Изначально, конечно, художник спектакля. Но все корректируется совместно. Всем известно, что Елизавета Английская ходила в париках, - это исторический факт. Соответственно, в нашу задачу входило изготовить ей парик. У мужчин на эскизах были нарисованы бороды и усы. Но когда артисты вышли на сцену в костюмах (которые скорее стилизованы под исторические) и исторических гримах, то стало очевидно несоответствие. И от бород пришлось отказаться. Но в то же время нужно было выделить французского посла среди англичан. Как понять, что он не отсюда? Тогда придумали для него парик с удлиненными волосами, резко выделяющий его среди других.

Умение «носить» грим дано не каждому

- Сколько требуется времени, чтобы загримировать большой спектакль?

- Это все зависит от сложности грима. Бывает, что актеру необходимо и за два часа прийти.

- За время вашей работы какой грим был самый сложный?

- У Владислава Стржельчика все работы были интересные и сложные, он любил и умел носить грим. Работать с Кириллом Юрьевичем Лавровым всегда было увлекательно, потому что он ставил серьезные и интересные задачи. Он ведь был очень обаятельным человеком, а в спектакле «Коварство и любовь» нужно было убрать его обаяние и при помощи грима сделать черты лица неприятными. Мы ему делали прямой нос. И облик сразу менялся, черты лица становились более резкими.

Кстати, умение носить грим не каждому дано. Это особое искусство. Актер должен понимать, что нельзя дотрагиваться ни до своего лица, ни до лица партнерши, ведь грим будет испорчен. Это надо чувствовать. А если даже случайно задет парик, актер начинает нервничать и нарушается внутренняя жизнь персонажа. Да, и из этих мелочей тоже состоит профессия актера.

Есть память рук

- Как вы запоминаете грим?

- Сложные гримы я раньше записывала в тетрадь. А вообще есть память рук - они помнят все.

- За сорок лет грим изменился?

- В свое время у нас был отечественный жирный грим. Сейчас мы работаем с сухим - к нему надо привыкать, обучаться. Появились другие кисточки. В театре поменялась осветительская аппаратура, и это тоже приводит к некоторым изменениям в технологии грима. Если раньше мы делали, например, черную подводку, то сейчас делаем коричневую. А по большому счету все осталось по-прежнему: грим - это завершение образа...

Во время нашего разговора Наталия Евгеньевна гримировала актеров, спокойно и неторопливо разговаривая и с ними о делах житейских. Послушав наш разговор, народный артист России Геннадий Богачев добавил несколько слов о своих ежевечерних помощницах:

- Потрясающее качество наших гримеров в том, что они свою работу делают с огромным удовольствием. Для них это не просто работа... Кто приходит сюда однажды, остаются на десятилетия... Они - маляры-штукатуры наших актерских лиц и душ.

Беседовала Ирина ЗАВГОРОДНЯЯ

↑ Наверх