Торговцы и не думают выполнять закон
Со вчерашнего дня в России вступил в силу новый технический регламент на молоко, который обязывает молокозаводы открыть нам всю правду о своей продукции, а торговлю - принимать товары, выпущенные только в соответствии с новым законом.
Мы попытались выяснить, как повлиял новый регламент на работу предприятий, производящих молоко, и магазинов. По закону теперь покупатель должен видеть на полках только два вида молочных продуктов. Это - молоко натуральное и молочный напиток. Если жестко следовать установкам регламента, под него не подпадает ни один вид молока «натурального», «пастеризованного», «стерилизованного» и прочих, которые мы привыкли видеть на прилавках магазинов. По закону теперь это будет... «молочный напиток».
На наши попытки узнать, произошли ли у них какие-то изменения, производители молока реагировали крайне нервно. На «Петмоле» нам заявили, что они «изучат регламент, когда он к ним поступит», «Вимм-Билль-Данн» оказался «не в курсе», а на Пискаревском молокозаводе заявили, что им некогда общаться с прессой. Когда же мы стали настаивать - посоветовали позвонить... в «Петмол» или «Вимм-Билль-Данн», заявив: «Как там, так и у нас».
С утра 17 декабря не удалось нам найти молочных товаров, маркированных в соответствии с требованиями нового регламента, и на прилавках магазинов. Продавцы и консультанты по поводу новых требований тоже оказались «не в курсе». Правда, молока «восстановленного» - то есть из сухого порошка - в магазинах мы все же не обнаружили. Но «нормализованное» было сплошь и рядом.
Кроме того, маркировка на большинстве выставленной на прилавках молочной продукции тоже не соответствовала закону. Сведения о составе продукта «прятались» на «задворках» этикеток и зачастую были напечатаны мелким шрифтом. Например, на банке «Сгущенка с сахаром» должно быть крупным шрифтом напечатано, что к молоку она имеет весьма отдаленное отношение. Однако данные об этом были напечатаны не крупно и не рядом с названием продукта, как положено по новому закону, а меленько и на обороте. С трудом можно было выяснить, что сгущенка в данном случае представляет собой смесь растительных жиров, сахара, сухой молочной сыворотки, а также неизвестно чьего обезжиренного молока (?!) с коровьим.
Так почему же торговля не следит за содержимым собственных прилавков, хотя обязана это делать в первую очередь? Этот вопрос мы попытались выяснить у чиновников.
В КЭРППиТе нам заявили, что «в принципе в курсе», но в целом вопрос курирует ведомство Онищенко. А в Управлении Роспотребнадзора любезно согласились дать ответ - но лишь по письменному запросу и в течение месяца.
В итоге все же удалось выяснить, что санитарное ведомство занимается вопросами внедрения нового технического регламента на молоко с августа. Что в городе проводились семинары по данному вопросу, выдавались санэпидзаключения, сертификаты... Но почему на прилавках магазинов это никак не отразилось? По мнению специалистов, так и должно быть, так как торговля получила право... распродать всю продукцию, которая была произведена ранее, на старых условиях.
Но все дело в том, что прямого указания на такое право в законе нет. Мы опять имеем дело с «расширительным» толкованием нормативных актов. Никак у нас не получается вовремя начинать исполнять законы, которые принимаются в интересах людей.
Марина ГЛЕБОВА
Фото атвора
Важно: Правила перепоста материалов