Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

В постели с Сантой

Хит-парад рождественских фильмов

Кинематограф и Рождество по жизни связаны накрепко - два главных чуда нашей жизни, они просто не могли не объединиться. Плоды этот симбиоз приносит регулярно: среди так называемых сезонных фильмов традиционно лидируют рождественские комедии.

Утверждение семейных ценностей и пропаганда чудес

У них может быть разный бюджет, звезды первой величины или неизвестные актеры в главных ролях, действие будет происходить в прошлом, настоящем или будущем, но главный пафос - один на всех, состоящий в утверждении семейных ценностей. Как правило, выглядит это поразительно нелогично, как вообще любовь вопреки всему. Один из несимпатичных примеров идет сейчас в кинотеатрах страны: герои фильма «Четыре Рождества», самодостаточные и свободные люди, живущие в свое удовольствие, вынуждены провести кошмарный рождественский праздник, по очереди навещая родственников. Их бьют взрослые, терроризируют монструозные дети, облевывают, обливают и унижают; однако в результате они почему-то приходят к выводу, что нет ничего лучше семьи, и срочно начинают плодиться. Это более приземленный вариант, есть еще и другой - пропаганда чудес, которые непременно сбываются на Рождество. С легкой руки создателей этих фильмов некоторые до пятидесяти лет верят в Санта-Клауса.

Все попытки превзойти Рязанова провалились

В советском кино и до сих пор каждый год 31 декабря ходят в баню: из всех новогодних историй (а среди них немало хитовых - «Карнавальная ночь», «Чародеи», старинные «Морозко» и «Снегурочка») «Ирония судьбы», безусловно, лучшая. Новое российское кино как может осваивает эту тему, но стащить с пьедестала фильм Рязанова, увы, никому так и не удалось, хотя приемы использовались самые разные: перенос места действия в психиатрическую лечебницу («Операция «С Новым годом!»), одновременный бенефис четырех народных артистов («Сирота казанская»), попытка воспользоваться достижениями предыдущих поколений («Ирония судьбы-2»)... Все они провалились. В том числе и фантастическая комедия «Тариф «новогодний», про которую даже по рекламному трейлеру было видно, что она - полное дерьмо, а такое бывает нечасто.

Жизнь прекрасна, если любовь реальна

По данным одного известного заграничного киносайта, в списке самых популярных рождественских фильмов лидирует чудесная во всех отношениях сказка Фрэнка Капры «Эта прекрасная жизнь». Исследования, проведенные мною в российской Сети, показали, что девяносто процентов тех, кто отмечает Рождество, настроены делать это в компании фильма Ричарда Кертиса «Реальная любовь». Эти два фильма разделяют почти сорок лет, они очень разные по жанру, атмосфере, сюжету и композиции. Но роднит их то, что, даже когда зашкаливает сентиментальность (а оба фильма непоправимо сентиментальны), когда реальность до того чудесна, что перестает казаться таковой, упрямо веришь в то, что так и должно быть. Возможно, там просто нет Арнольда Шварценеггера, спасающего мир в канун миллениума; но скорее всего причина не в этом.

Чтобы не было мучительно сладко

Большинство рождественских историй тошнотворно приторны (исключения, о которых говорилось выше, лишь подтверждают правило). Кому это нравится - пожалуйста, но есть и альтернатива. Хит-парад фильмов, рекомендованных к просмотру в Рождество или новогоднюю ночь, показывает, что все они связаны с праздником самым непосредственным образом, но, увы (или ура), далеко не все дают установку на чудеса. Тем разнообразней рождественская ночь, знаете ли.

Хит-парад рождественских фильмов - по версии «ВП»

Странные дни

Режиссер - Кэтрин Бигелоу.

В ролях: Рейф Файнс, Джульетт Льюис.

Фантастический триллер, действие которого происходит в канун миллениума (снят в 1995 году). Бывший полицейский расследует убийство - если не успеет, то настанет конец и ему, и его бывшей жене, которую он по-прежнему любит. Атмосфера не столько рождественская, сколько апокалиптическая: в канун смены эпох все настолько напряжены, что, когда гром грянет, мало не покажется.

Кошмар перед Рождеством

Режиссер - Генри Селик, продюсер и автор сценария - Тим Бёртон. Анимационный готический мюзикл.

В черном-черном городе под названием Хэллоуин, население которого отвечает за одноименный праздник, живут разные монстры и кошмарики, в том числе и Тыквоголовый Джек. Однажды он подглядел, как нормальные люди празднуют Рождество, и захотел в этом поучаствовать. Жители Хэллоуина действуют радикально: похищают Санта-Клауса, готовят детям подарки, от которых те не радуются, а кричат до икоты. Увы, и здесь добро побеждает - Джека изменит к лучшему любовь, Санта будет выпущен на свободу. Но черный юмор Бёртона и волшебная музыка Дэнни Эльфмана не позволяют интерпретировать происходящее однозначно.

Счастливого рождества!

Режиссер - Кристиан Карион. В ролях: Диана Крюгер, Бенно Фюрманн, Гийом Кане, Даниэль Брюль.

Военная мелодрама: в канун Рождества 1914 года, в разгар Первой мировой, над окопами, в которых сидят немцы, англичане и французы, взошла Рождественская звезда и полилась красивая музыка. Вчерашние враги вышли навстречу друг другу и провели лучшую ночь в году как положено - за стаканом доброго вина и задушевным разговором. Это общепримиряющее кино было отправлено французами на «Оскар». Здесь всего в меру - и ужасов военной жизни, и сладких грез.

Ледяной урожай

Режиссер - Харольд Рэмис. В ролях: Джон Кьюсак, Билли Боб Торнтон.

Неудачливый юрист, прислуживающий местному мафиози, решает ограбить собственного босса, в сообщники берет знакомого порнодельца. Вместе бегут - с мафией не шутят, прибегают в Рождество к дому бывшей жены юриста. Она теперь жена его бывшего друга. Помимо того что по атмосфере фильм - чистый нуар, здесь Рождество используют не как повод собрать вокруг близких и любимых, а как повод нажраться и высказать им прямо в лицо все, что о них думаешь. Удивительное откровение от автора «Дня сурка».

Плохой Санта

Режиссер - Терри Цвигофф. В главной роли - Билли Боб Торнтон.

Черная антирождественская комедия. Герой Торнтона вместе с сообщником - чернокожим карликом - грабит супермаркеты в канун Рождества. Устраивается работать Сантой, попутно исследует местную сигнализацию. При этом он даже отдаленно не похож на героя детских снов: матерится, плюется, трахает покупательниц в примерочных, вечно пьян как сапожник, дети вызывают у него понятную брезгливость. Здесь тоже появляется маленький толстый мальчик, который по логике вещей должен направить «Санту» на путь исправления. Но невозможно первую половину фильма откровенно глумиться над всем, что есть в этом мире святого, а потом резко перестроиться. Да и не нужно.

Новая рождественская сказка

Режиссер - Ричард Доннер. В ролях: Билл Мюррей, Карен Аллен, Элфри Вудард, Бобкет Голдуэйт, Джон Мюррей, Джон Гловер, Роберт Митчум.

Герой Билла Мюррея Фрэнк Кросс, циничный телевизионный босс, в погоне за карьерой позабыл об истинных ценностях - ни жены, ни детей, да и в глазах мало человеческого. В процессе постановки новогоднего шоу - экранизации «Рождественской истории» Диккенса - ему, как и диккенсовскому герою, являются три духа - прошлого, нынешнего и будущего Рождества, которые немедленно начинают его перевоспитывать. К сожалению, это им в конце концов удается; однако циничная физиономия Мюррея и своеобразные шутки - подходящий антидот рождественской лихорадке.

Черное Рождество

Ужасы. Существует в двух вариантах - 1974 и 2008 года. Оригинал (режиссер - Боб Кларк) - классический слэшер, ремейк (режиссер - Гленн Морган) - попытка иронически переосмыслить творческое наследие.

Сюжет один и тот же: в рождественский вечер в женском общежитии звонит телефон. Какой-то зануда с завидным постоянством сообщает девушкам, что сейчас придет их убивать, и вскоре действительно приходит. В первом фильме было просто море крови, во втором - море крови и несколько удачных шуток. Если крепко подумать, фильм тоже в некотором смысле о семейных ценностях: встречай Рождество дома, и будет все хорошо.

И точно будет.

Подготовила Инга БЕРГМАН

↑ Наверх