Головы вернутся
Продолжаем подводить итоги «Вечёрки»-2008
Судьба конских голов, которые украшали фасад ветеринарной станции Центрального района, что на Коломенской улице, приобретает интересный ракурс. Прочитав в «Вечернем Петербурге» публикации на эту тему, историческими горельефами заинтересовались в Союзе художников Петербурга. В частности - председатель этой организации Альберт Чаркин. И сейчас именно на этом уровне обсуждаются подробности их восстановления.
Ветстанции быть
Напомним, что старейшая ветстанция Петербурга сейчас находится на реставрации, а вернее, в процессе воссоздания. Поскольку два флигеля, из которых она состояла, были настолько ветхими, что большинство несущих конструкций восстановлению не подлежали. Поскольку здания не строились цельно - сначала был каменный второй этаж с деревянной конюшней внизу и без фундамента. А потом под второй этаж подсунули фундамент и каменный первый.
Поэтому сейчас реставраторы все делают с нуля. Мало того, они, разобрав флигели, увидели, что и фундамент требует восстановления. Посему в данный момент на территории ветстанции стоит специальный журавль, по которому бетон заливается в опалубку, заполняя «фундаментальные» прорехи. И только после этого будут восстанавливаться стены и перекрытия. Архитекторы обещают, что станция останется такой же, как и прежде, - никаких нововведений, за исключением более прочных балочных креплений во флигелях, не будет. А Управление ветеринарии Петербурга обещает в свою очередь сохранить функциональное предназначение учреждения. То есть как была там ветстанция, так она там и останется.
Судьба горельефов
Единственное, что портит эту историю, - пропажа одной из двух конских голов, декорировавших этот старинный комплекс. Как сообщили участковому этого микрорайона, просто какие-то люди подъехали на автомашине к фасаду, сняли с него незакрепленный горельеф, погрузили его в кузов и уехали. Поиски пока ни к чему не привели. Что было не очень хорошо, потому что головы были разными и симметрично восстановить пропавшую не представлялось возможным.
Если помните, «Вечёрка» в материале о ветстанции просила читателей поискать фотографии, на которых случайно или целенаправленно были засняты горельефы. Но в конце октября всех порадовало открытие, что, оказывается, такие головы украшают ворота конно-спортивного клуба в Комарове. Так что материал для копирования появился, хотя фотографии скульпторам и реставраторам все равно не помешают.
Но и на этом события не закончились, а получили развитие в совершенно неожиданном направлении. Статьи про конские головы в «Вечернем Петербурге» прочитали скульпторы Союза художников Петербурга...
Скульпторы могут помочь
Оказалось, что эти горельефы никто никогда не изучал. КГИОП как-то упустил их из поля своего внимания. Художники тоже пока не имели такой возможности. Но, посмотрев опытным взглядом на конские головы в Комарове, знающие историю развития скульптурного дела в Северной столице предположили, что к изобразительному искусству эти головы отношения не имеют. То есть это не Клодт. Раньше - поскольку и в начале XX века извозчики еще были - в Петербурге существовала огромная масса конюшен. Поэтому были умельцы, которые предлагали хозяевам как-то украсить подобные хозяйственные постройки. В частности, лили такие воротно-фасадные украшения. Поэтому сами по себе горельефы, с точки зрения скульпторов, имеют ценность лишь историческую, как один из аспектов дореволюционного быта.
И в случае, если они окажутся правы - а все соответствующие исследования и экспертизы будут проведены, - художники предложили не восстанавливать старые горельефы, а сделать новые. Изготовить не чугунные поделки, а настоящую городскую скульптуру. А оставшуюся голову сохранить как память, повесив ее внутри ветстанции, или передать Музею городской скульптуры.
Михаил ТЕЛЕХОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
Комментарий
Председатель Союза художников Петербурга, ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Альберт Чаркин:
- Пока нет четкой информации, говорить, конечно, о чем-то конкретном еще рано. Надо собрать специалистов, съездить с ними посмотреть на сохранившиеся горельефы, тщательно все изучить. А там уже решать, что делать - реставрировать то, что осталось, лить копии или делать новую городскую скульптуру...
Важно: Правила перепоста материалов