Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Убейте меня быстро

История злосчастного чайника фирмы «Мулинекс», произведенного в Китае и купленного в «Эльдорадо», началась еще летом - и послужила поводом для журналистского расследования, заняться которым редакция решила - судя по результатам - несколько необдуманно. Мы никак не ожидали, что поиск ответа на простой вроде бы вопрос о причинах, по которым полстраны вынуждены пить вонючий чай, выявит столь системные проблемы.

Предыстория

В июле 2008-го в нашу редакцию был передан электрочайник, чья хозяйка так и не смогла им воспользоваться по назначению. Причина - жуткий запах, который издавала прокипяченная в нем вода. Это оказался уже третий из купленных нашей читательницей «электробытовых приборов для подогрева воды». Два предыдущих она вынуждена была вернуть в магазин по той же причине. Деньги за некачественный товар ей отдавали без проволочек, и женщина тут же покупала очередной чайник - с каждым разом все дороже, в надежде, что цена у нас как-то гарантирует качество.

Последняя модель стоила уже более двух тысяч рублей - добротный металлический аппарат, дизайн - предел мечтаний! Высокохудожественная асимметрия, блескучие бока и крышка, строгая черно-стальная гамма... Однако новая модель оказалась значительно более пахучей, чем прочие. Покупательница, которой надоело менять чайники - а чаю по-прежнему хотелось, - попыталась справиться с проблемой собственными силами. «Промывала» чайник с уксусом и лимоном, много раз кипятила в нем воду - а родные издевательски подсчитывали, сколько же литров и киловатт понадобится, чтобы данное китайское изделие наконец-то стало можно использовать по назначению. После 78-го цикла «налил-вскипятил-вылил» терпение семьи иссякло. Читательница «подарила» чайник нашей редакции и попросила выяснить, наносит ли подобная продукция вред здоровью и есть ли хоть какая-то возможность запретить ее ввоз в Россию. Чем мы и занялись.

Облом. Опять облом

В начале мы убедились, что данный чайник в своей отвратности не одинок и запах с привкусом у кипяченой воды - явление весьма распространенное. Подтверждение нашли в Интернете: тысячи ругательных отзывов в ответ на запрос «вонь из чайника»! Да и практика продажи подобных товаров говорит сама за себя. Недаром в магазинах «Эльдорадо» ввели странное правило: предлагают покупателям «попользоваться» товаром недели две без оформления положенной на него гарантийной документации - мол, если будут претензии, сразу же деньги вернем или обменяем. Умалчивают, правда, что обмен произойдет на такое же дерь... пардон, «добро».

В поисках причин редакция обратилась за помощью в Роспотребнадзор - организацию, по определению обязанную заботиться о правах потребителей на государственном уровне. И там нашу читательницу с ее вонючим чайником решительно защитили - устно разъяснив порядок получения в магазине затраченных на покупку средств, который она знала и без того. Когда же речь зашла о более важных вещах - в частности, проверке подобных чайников на токсичность и возможном отзыве разрешительных документов на продажу, - Роспотребнадзор от содействия уклонился под благовидным предлогом. Подписан этот ответ был начальником отдела защиты прав потребителей Лидией Кожиной - правда, сейчас она в этой должности уже не работает.

Попытки самостоятельно найти лабораторию, способную провести «вскрытие» чайника, оказались длительными и тоже неудачными. Множество фирм и фирмочек готовы были за соответствующую мзду проверить «электрическую часть». Однако услышав про проблемы с запахом, заявляли: это не к нам. Причем все как заведенные повторяли: зачем вам это надо, ведь деньги-то покупательнице вернут без вопросов!

Санитарно-гигиеническую экспертизу в итоге согласились провести только в федеральном учреждении «Центр гигиены и эпидемиологии в СПб». И тоже очень удивились, когда узнали, что дело не в деньгах, что за экспертизу мы готовы приплатить, лишь бы прояснить ситуацию. Там-то и было получено первое профессиональное заключение, которое полностью противоречит сертификату соответствия, разрешающему торговлю вонючими чайниками.

За запах самого чайника и мерзкий привкус вскипяченной воды эксперты поставили этому изделию «три балла». Что равносильно признанию: данное изделие реализации в России не подлежит. Однако что именно пахнет, насколько оно вредно - в условиях «Центра гигиены» выяснить не получилось: здесь просто нет соответствующего оборудования.

Надежда на Госстандарт слабая

Госстандарт в советские времена был для промышленности и торговли настоящим законодателем и имел впечатляющие права - вплоть до полной остановки производства, которое нарушало утвержденные государством нормативы. Сейчас эта организация называется гораздо более длинно и непонятно - «Ростехрегулирование», однако полномочия ее сильно урезаны. Тем не менее право надзора за соблюдением технических стандартов - в том числе на сложнобытовую технику - она имеет. И здесь согласились это право применить по запросу редакции, организовав проверку и изъятие товаров для испытаний в том самом магазине «Эльдорадо» на Кантемировской.

Сотрудник отдела госконтроля и надзора СЗМТУ «Ростехрегулирование» Анатолий Чухров против присутствия журналиста в ходе проверки не возражал. Однако внимание проверяющих руководство магазина «Эльдорадо» явно не устраивало. Нас завели в тесную каморку и около двух часов упорно задавали один и тот же вопрос: «Вы кто такие и где написано, что мы вам что-то должны показывать и отдавать?»

Терпению моего спутника я просто поражалась: Анатолий Борисович раз десять предъявил свое удостоверение, зачитал выдержки из законодательства на полутора страницах, показал задание на проверку - и опять, и снова, и в который раз... Со стороны это смотрелось как форменное издевательство и, возможно, рассчитано было на то, что проверяющие начнут скандалить и от них удастся легко избавиться. Однако «фокус» не прошел: Чухров явно готов был повторять одно и то же хоть до вечера.

Наш собеседник в итоге сдался и был готов подписать документы о согласии на проверку. Начал выяснять, в качестве кого вписать меня,  и - ужас! - вдруг узнал, что в его кабинете еще и пресса присутствует. Впечатление было ошеломляющим, с ним чуть инфаркт не случился. После чего процедура повторилась: «Вы кто, откуда, зачем?..» Еще одна часовая задержка на выяснение обстоятельств, созвон с начальством - и, наконец, категорический отказ: прессу велено не пущать.

Впрочем, выгнать меня из торгового зала у эльдорадовцев все же не получилось. Мне, правда, пришлось «изображать» рядового покупателя и следить за изъятием и описью товаров издали - но все было прекрасно видно и слышно, а изредка удавалось даже фотографировать. И лишь в процессе самой проверки, которая началась после изматывающих переговоров, мне стало ясно, зачем все это было затеяно. Ибо искомого чайника той марки, который так дурно пах при его использовании, в наличии «почему-то» не оказалось. Место, где он до этого стоял, зияло пустотой и оставшейся этикеткой. На прямой вопрос менеджер торгового зала ответил, ничуть не смутившись: да, были такие чайники. Но... они пользовались большим спросом и их быстро разобрали!

Пришлось Анатолию Чухрову брать на испытание другие товары аналогичного назначения, которые как по заказу оказались вполне качественными. А чего еще ожидать, если по закону проверяющие обязаны сообщать проверяемым о своем визите заранее?..

Спи спокойно, дорогой товарищ

Злополучный чайник был как заколдованный. С какой стороны ни подступись, никак не получалось выяснить, кто виноват в поставке подобных вонючек в магазины Петербурга, несут ли они опасность для потребителя - и какую именно.

«Эльдорадо» от проверки «Ростехрегулирования» было ни жарко ни холодно - разве что нервы сотрудников немного пострадали, а больше никто заниматься некачественным товаром не захотел.

Прошло некоторое время, и эта сеть преспокойно вернула данный товар на полки магазинов. Чайники фирмы «Мулинекс» BY 520040/А8х-4407 преспокойно продаются до сих пор. А каждому купившему обещан купон с 50-процентной скидкой на следующую покупку.

Тем не менее в «Ростехрегулировании» решили попробовать все же прояснить ситуацию с чайником, послужившим поводом для проверки. Правда, лабораторию для этого пришлось искать долго. Требовалось, чтобы она имела не только определенное оборудование и специализацию, но еще и была аккредитована. В государственных учреждениях лаборатории такого профиля в итоге не нашлось. За проверку взялись в независимой испытательной лаборатории ООО «Полимертест».

Испытания закончились в декабре, и мы наконец-то получили на руки соответствующий протокол. На трех страницах зафиксировано, что проверка проводилась по 18 показателям, в том числе четырем металлам и 11 органическим веществам, включая ацетон, четыре вида спиртов (в том числе метиловый), ацетальдегид, гептан, этилацетат, летучих вредных веществ газохроматография не выявила.

Пришлось определять наличие запаха органолептически, то есть с помощью высокочувствительных носов пятерых экспертов. Естественно, после двух сотен кипячений - а именно столько пришлось в итоге вынести нашему чайнику - первоначальная вонь несколько выветрилась. Чайник «отмылся». Однако и после этого запах все же остался. Правда, уже не в три балла, как при проверке в «Центре гигиены и эпидемиологии», а в два.

Но дело в том, что нормативы не разрешают наличия запаха от изделия свыше одного балла, а привкус в воде недопустим вообще - напомним, он определялся еще при первом испытании. Вердикт оказался все тот же: непригоден к использованию. Однако что именно пахнет в данном изделии - так и осталось тайной.

Зато стало ясно: немедленным отравлением вода из чайника потребителю не грозит. В лаборатории проверили остроту ее токсичности на клеточном тест-объекте - сперме быка. Клетки не погибли.

Убей меня быстро, или я уничтожу тебя ме-е-е-едленно

Такой плакат мы вывесили перед «незаконным» чайником в минувший вторник, когда пригласили обсудить ситуацию специалистов различных ведомств. К нам в гости на круглый стол в Балтийское информагентство пришли: Владимир Луговцов, замначальника отдела госконтроля и надзора СЗМТУ «Ростехрегулирование», Светлана Лапина, начальник отдела защиты прав потребителей ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в СПб», и Галина Козловская, председатель Общества потребителей Петербурга. Роспотребнадзор, представители которого также были приглашены, на нашу встречу «отреагировать не успел».

В ходе обсуждения мы постарались узнать ответ на два традиционных вопроса: кто виноват и что делать? Ответы получили тоже вполне традиционные: «виновато» исключительно законодательство, а для исправления ситуации «надо создавать систему». Почему ее «не случилось» до сих пор - при наличии ряда мощных надзорных органов - так и осталось тайной.

Прямая речь

Светлана Лапина:

- «Центр гигиены и эпидемиологии» - федеральное учреждение, которое в состоянии провести исследование любых товаров по заявкам Роспотребнадзора или непосредственно потребителей и торговли. Чаще всего приходится иметь дело с некачественной сложнобытовой техникой, мебелью, оконными стеклопакетами... Однако нормативов на определение компонентов различных запахов Санитарные нормы и правила не содержат: мы определяем лишь сам факт.

Владимир Луговцов:

- «Ростехрегулирование» имеет право на отбор образцов товаров и их испытание на соответствие государственным стандартам. Но приостановить действие сертификата соответствия, который дает право на торговлю товарами - если они признаны некачественными, - мы после изменений в законодательстве не можем. Мы вправе лишь направить выводы производителю с требованием устранить нарушения, а торговцев - оштрафовать в административном порядке.

Галина Козловская:

- Жалоб на некачественные товары меньше не становится. В нашу общественную организацию идет вал обращений. Добиться защиты отдельно взятого потребителя относительно несложно - даже суды у нас стали более поворотливыми, и деньги за плохой товар человеку вернуть - нет проблем. Однако выбора-то нет. Если брать одни только чайники, в магазинах они все равно сплошь китайские. В этой стране умеют делать хороший товар - но к нам он не попадает. Торговля завозит лишь то, что похуже и подешевле! Довести же дело до конца, наказать производителя, снять товар с продажи - задача почти невыполнимая. Защитников прав потребителей у нас много - и государственных, и общественных, однако отсутствует цельная система, которая позволяла бы пресекать торговлю некачественными товарами.

Что остается? Пожалуй, только вариант, предложенный нашей редакцией. Мы выставили вонючий чайник на всеобщее обозрение не просто так. Рядом с ним лежали различные инструменты - кувалда, молоток с зубилом, ножницы по металлу... В конце нашей встречи мы предложили всем желающим поучаствовать в показательном уничтожении сего вредного предмета - и журналисты откликнулись крайне охотно.

Чайник, правда, оказался крепким. Его корпус мужчины резали и ломали долго: не поддавался, зараза. Тем не менее чувство выполненного долга у нас все же присутствовало: товар от «Эльдорадо» и «Мулинекса» по-китайски мы привели в полную негодность.

Печально, но факт

А теперь несколько выводов, которые оптимизма не внушают.

 Чайник, переданный нам читательницей, действительно оказался непригодным для использования. Таких чайников - пруд пруди, причем цена на качество практически не влияет.
 Выявить непригодность конкретного товара к использованию - дорогого стоит. Расширенные испытания чайника стоимостью 2199 рублей в лаборатории «Полимертеста» стоили редакционной казне 10 тысяч, всего же проверка обошлась в сумму около 12 тысяч рублей плюс рабочее время примерно двух десятков сотрудников, стоимость 300 литров воды и примерно 500 киловатт электроэнергии.
 И наконец, главное. В России наконец-то защищены права отдельного потребителя на возврат некачественного товара и получение затраченных на него денег - причем в короткие сроки.
Однако при разветвленной системе защиты прав каждого конкретного потребителя нам не удалось найти организацию, которая сумела бы защитить права потребителей в целом. И очереди из желающих это сделать - тоже.

В связи с этим редакция планирует передать материалы данного журналистского расследования в правоохранительные органы и в органы законодательной власти России. Надеемся, ответ не заставит себя долго ждать.

Марина ГЛЕБОВА, фото автора и Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх