С наступающим!
В приближении Нового года прилавки торговых точек заполонили бычки.
А знаете ли вы, что в облике Петербурга быки тоже присутствуют, причем постоянно, независимо ни от какого календаря?
Самые большие быки встречают приезжающих в город на Московском шоссе. Сюда двух гигантов перевезли от Скотопригонного двора, существовавшего на месте нынешнего молочного комбината на углу Московского проспекта и Обводного канала. Они обрамляли въезд на территорию двора и, по свидетельствам старожилов, да и судя по старым открыткам, органично вписывались в созданный в 1825 году архитектором Иосифом Шарлеманем первый промышленный ансамбль тогдашней городской окраины. Придумал этих быков скульптор Василий Демут-Малиновский, а отлил в бронзе мастер Антип Дмитриев.
Знаток Петербурга - Ленинграда Вячеслав Нестеров в своей замечательной книге «Львы стерегут город» писал: «Многократные наблюдения за животными, их нравом и повадками, тщательное изучение анатомии в сочетании с мастерскими приемами лепки позволили талантливому русскому скульптору В. И. Демут-Малиновскому создать высокохудожественное реалистическое произведение анималистического жанра; монументальные бронзовые быки заслуженно относятся к лучшим его работам».
К сожалению, быки на Московском шоссе, 13, куда в 1936 году их перевезли в связи с открытием здесь Ленмясокомбината имени Кирова, потеряли прежнее обаяние. Впрочем, обаяние это заключалось в воинственной позе, раздутых гневом ноздрях и тупом бычьем взгляде. Хотя быки также украсили въезд на такое же, профильное предприятие, они несколько потерялись в новом пространстве. Непонятными оказались их позы. Из-за того что быки стоят внаклонку, их в народе прозвали пьяными быками.
В годы Великой Отечественной войны быки покинули опасное место. Их увезли подальше от переднего края обороны и зарыли на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры - что интересно, на свободном участке неподалеку от могилы «родителя» - Василия Демут-Малиновского.
После войны быки вновь встали у ворот Ленмясокомбината. В 1950-е годы появились и другие изображения этого животного. Бычьи головы украсили фасад одного из домов - представителей так называемого сталинского ампира на Кузнецовской улице. Можно предположить, что дом строился для работников мясокомбината, поскольку еще в довоенной гражданской архитектуре советские зодчие оформляли дома специалистов в соответствии с профилем их работы.
Наконец, в 1997 году появился еще один бык - мозаичный. Он украшает вход на станцию метро «Спортивная», тема которой посвящена предыстории Олимпийских игр и самим Играм. Автор этого «древнегреческого» быка - наш современник, талантливый художник-мозаичист Александр Быстров.
Ну а самое старое бычье место зафиксировано в топонимике города. Это - Бычий остров. Он расположен между Большой и Средней Невками, Гребным каналом и Финским заливом. Русское название представляет собой перевод с финского - Хяркясаари. Невозможно говорить о точном происхождении названия Бычьего острова, тем не менее можно предположить, что оно связано с финской деревней, находившейся на Крестовском острове (по-фински - Ристисаари) еще до основания Петербурга. О финских крестьянах напоминает название малюсенькой речки Чухонки, поскольку в простонародье финнов называли чухонцами. Естественно, крестьяне держали коров. Выдвину версию, что для быка или нескольких быков отвели расположенный рядом островок, который и стал Бычьим.
Алексей ЕРОФЕЕВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов