Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

«Фигурное катание идет не в ту сторону»

В редакции «ВП» побывали Алексей Урманов и его ученик Сергей Воронов

В редакцию «Вечёрки» на чашку чая заглянули олимпийский чемпион 1994 года в мужском одиночном катании Алексей Урманов и его ученик Сергей Воронов - действующий чемпион России в этой дисциплине. Разговор, естественно, пошел о самом сокровенном.

Как Алексей Мишин лед «заливал»

- Большинство из здесь собравшихся помнят вас как фигуриста, ваши выступления на льду. Запомнилась и церемония ваших проводов из любительского спорта. А молодежь этого уже не видела. Поэтому можно немножко вспомнить те времена. Как было в фигурном катании тогда, когда вы катались, и сейчас, когда вы тренируете.

- Тогда - можно сказать, наше фигурное катание строилось на первобытно-общинном строе. Особенно в 90-е годы. Сейчас, конечно, спортсмены катаются в других условиях. Но мы все равно отстаем от стран, чьи спортсмены занимают ведущие позиции в фигурном катании, - от японцев, скажем. У них прогресс шагнул вперед, а мы сегодня катаемся в тех условиях, которые были у них в 90-е и которые должны были быть тогда у нас. Подобная Академия фигурного катания, какую в Петербурге ввели в строй в 2006 году, должна была у нас появиться лет на десять раньше.

- А что вспоминается из тех, «лихих 90-х»?

- Ну, например, то, что Алексей Мишин на свои деньги покупал бензин, которым заправляли машину для заливки льда в «Юбилейном». Никаких залов для разминки, занятий хореографией не было - мы искали место в фойе, где есть розетка, чтобы подключить магнитофон и под музыку заниматься на полу. Впрочем, вся страна тогда находилась в таком состоянии. Хорошо, была олимпийская база в Новогорске под Москвой, куда мы приезжали на сборы, - там хоть что-то делалось. Скажем, кормили нас хорошо - икра была, фрукты разные. Нам казалось, что попали на какой-то Клондайк...

- Получается, на Олимпиаде вы победили не «благодаря», а «вопреки»...

- Где-то, наверное, так.

Причины нынешнего провала уходят корнями в 1990-е

- Ирина Роднина в интервью нашей газете сказала, что спад в российском фигурном катании после Туринской олимпиады объясняется тем, что не была подготовлена смена.

- Ребята и девчонки, которые сегодня должны выступать на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх, - это как раз те, кому сейчас 18 - 21 год, кто родился в 1988 - 1991 годах. А что это было за время... В моей группе вторым тренером сейчас работает девушка, в прошлом - моя ученица. Она мне принесла видеозаписи, как она каталась в детстве - это были 1992-й, 1993 годы. Я увидел это - и у меня был шок. И не из-за того, плохо ли, хорошо она каталась, а в каких условиях это было. А мы в тех условиях готовились к Олимпийским играм. Бортик площадки - непонятно какого цвета. Когда он в последний раз красился, можно только догадываться. Лед соответствующего качества. И чему они могли тогда учиться?

- Так получается, что из этой возрастной группы в большой спорт практически никто не попал?

- Таких очень мало. Мой ученик Сергей Воронов, 1987 года рождения, - один из тех немногих. В то время родители не очень-то активно вели детей заниматься каким-то видом спорта. Колбасу не на что было купить - о каком фигурном катании могла идти речь?! Какая колбаса - картошки не было. Помню, отстоишь очередь, а когда она подойдет - с транспортера в авоську гнилую картошку сыплют...

- Зато теперь благодаря всяким шоу - считает Тамара Москвина - в фигурное катание детей стали отдавать весьма активно.

- Скажу так: у нас уникальная страна. У нас не может быть золотой середины. Все может быть либо в золоте, либо в убожестве. Не было ничего - и вдруг одежда наимоднейшая, телевизоры - плазменные панели. Если аппаратура, то нужно лучшую купить. Если появляются деньги, то мы их куда-то закапываем. Зачем? Мы их должны разумно тратить, чтобы эти финансовые вливания были туда, куда надо.

Неблагодарный тренерский труд

- Как получилось, что, завершив карьеру спортсмена, вы решили стать тренером, а не выступаете, скажем, в шоу или не занимаетесь бизнесом? Работа тренера - занятие не слишком благодарное по нынешним временам.

- Хороший вопрос. Я на это отвечу так. Если мы будем преследовать только «благодарные» цели, то вообще ни к чему не придем. Да, работа тренера непростая и порой не слишком благодарная. Но мне нравится то, что я сегодня делаю. Мне хочется передать то, что я знаю, что умею, этим пацанам и девчонкам, которые ко мне приходят, хотят чему-то научиться. Говорю это безо всякого пафоса.

- Большую часть времени вы уделяете Сергею Воронову - или детям, которые у вас тренируются?

- Сейчас работа с Сергеем занимает практически все время. Да, с опытными спортсменами мы занимаемся больше времени. Но надо простимулировать и тренеров, и спортсменов. Особенно спортсменов. Но и тренеров тоже. Потому что мне нужно еще накормить своих детей. Сегодня мне на свою зарплату это сделать тяжело, так что я вынужден искать дополнительные заработки. Ничего зазорного в этом нет. Раньше комментатор говорил, скажем: «На льду парный разряд Наталья Бестемьянова - Андрей Букин. Обращаю ваше внимание - партнерша в розовом платье, а партнер - в красном с черным костюме. Это я для тех, у кого черно-белые телевизоры». А черно-белые телевизоры были у 99 и 9 десятых процента...

Финансовая составляющая

- За аренду катка вы платите?

- Нет, за лед мы ничего не платим. Академия фигурного катания - городское сооружение, город платит за лед. Платные занятия только для самых маленьких, которые ходят в ШНП - «школу начальной подготовки»: родители им покупают абонемент - если я не ошибаюсь, примерно 3000 рублей в месяц за два занятия в неделю. А дети, которые занимаются в СДЮШОР, уже не платят ничего.

- Но ведь есть же какая-никакая государственная система поддержки спорта. В Москве - Министерство спорта, на местах - соответствующие комитеты, отделы. Неужели эта система неэффективная, слабая?

- Слышу по радио - в Госдуме депутат Митрофанов вдруг озаботился проблемой бездомных кошечек и собачек и предложил на каждую паспорт завести. За границей, мол, уже где-то есть подобный опыт. Что, у нас это самая серьезная проблема, других нет, что ли? Может, сперва лучше снег, лед убрать на улицах?

- Евгений Плющенко, Антон Сихарулидзе говорили, что идут в законодательные органы, чтобы заниматься поддержкой спорта. То же и Любовь Егорова, и Светлана Журова...

- Про Плющенко могу сказать - он из своих депутатских денег выделил несколько миллионов рублей на нашу СДЮШОР, которая базируется в стенах Академии фигурного катания. А вообще депутаты с нами не встречались. Впрочем, почему надо собирать тренеров только по фигурному катанию - у нас ведь проблемы во многих видах спорта.

Коньки - инструмент фигуриста

- Сергей, ботинки с коньками - индивидуальный инструмент фигуриста. Долго ли приходится их подбирать, разнашивать?

- Подобрать по размеру несложно. А вот разнашивание бывает даже трагичным. Коньки поначалу довольно жесткие, этакий «испанский сапог». Некоторые ботинки можно разогреть в печке - минут 10 - 15, а потом сразу надеть - чтобы сели по ноге. Вообще бывают проблемы - ботинки трескаются, подошвы бывают кривые. Бывает даже, ботинок раскатанный - а конек не в ту сторону едет.

- А на сколько ботинок хватает?

- У кого-то на два сезона, а кто-то может и сезон не дотянуть. Лезвия тоже. Правильно, когда меняют ботинки, ставить на них новые лезвия.

- Платить самим за них приходится?

- Нет, это делает федерация. Ботинки и лезвия сейчас стоят где-то по 500 евро. Обуть ноги - тысяча евро.

- Инвентарь импортный?

- Лезвия - «Шеффилд», английские, ботинки - «Графф», швейцарские. Это самые популярные сейчас.

Умеренность и аккуратность?

- Сегодня все смотрят по ТВ ледовые шоу. А это зрелище, возможно, меняет восприятие зрителями фигурного катания. Придя на стадион, они ждут чего-то, похожего на шоу. А видят... многооборотные прыжки, подкрутки, выбросы, дорожки, твиззлы...

- Конечно, шоу - в какой-то степени конкурент любительского спорта, которым занимаемся мы, - конкурент в борьбе за зрителя. Когда эти шоу надоедят, тогда зритель захочет настоящего спорта. А пока люди думают: мол, фигурное катание - это так просто. Можно и медведя научить кататься на коньках...

- И все-таки смотрите. Ушел Плющенко - и стало возможным выиграть чемпионат мира, не исполнив ни одного тройного прыжка. Что, кстати, Женя предсказывал в интервью нашей газете в конце прошлого года. Теперь уходят Ламбьель и Баттл. Куда в результате идет фигурное катание, в частности мужское одиночное катание, с уходом ведущих фигуристов?

- Не в ту сторону - это я могу точно сказать. К сожалению. Мы губим спорт, при этом непонятно, что мы поднимаем. Непонятно за счет чего - порой, за счет какого-то хулиганства и бандитизма со стороны обслуживающих нас судей выигрывают непонятные люди, которые в действительности не должны быть на пьедестале. Мы поменяли систему судейства. Но в итоге - пришли ли мы к более объективной системе? Нет, конечно! Вот такая хитрость: прыжок «подорожал». Но если ты не исполнил его, то с тебя больше и снимут.

- Стало быть, это подталкивает к «умеренности и аккуратности» при составлении программ. Не включать «дорогие элементы», бояться рисковать.

- Четверных прыжков действительно стало меньше. Иной спортсмен задумается - зачем рисковать, если я хорошую сумму баллов наберу одними тройными прыжками. Джеффри Баттл именно так и стал чемпионом мира 2008 года. Риск должен быть оправдан - так, ребята из ISU, сделайте, чтобы риск был оправдан! А получается по-другому: «Рискуйте, пожалуйста. Но если ошибетесь - ай-ай-ай, мы вас очень сильно накажем!»

Дети Урманова

- Алексей, вашим сыновьям-близнецам по семь лет. Вы их на коньки поставили?

- Они уже третий год тренируются. Два года занимались в «Юбилейном» в группе ШНП у другого тренера, но поскольку они недостаточно хорошо еще катаются, чтобы перейти в группу «учебная тренировка», то теперь их тренирую я. На свой страх и риск, что не есть, наверное, правильно.

- Они хоть с удовольствием катаются?

- Первые два года - разгильдяйничали. Ничего не делали и ничему не научились. Для них это было развлечение - они во время тренировок играли в снежки, которые делали из снега, высыпающегося из машины для подготовки льда. А сейчас, видимо, повзрослели, и у них появился какой-то интерес.

Куклы Леши и Сережи...

- Вспомните, пожалуйста, самые необычные подарки от поклонников, особенно поклонниц.

Алексей: - У меня самые памятные подарки - это куклы, которые поклонницы шили и одевали в тот костюм, в котором я выступал. Этакие человечки с коньками, похожие на меня. Я их до сих пор храню.

Картины с меня тоже рисовали. Помню забавный случай - одна поклонница из Японии послала мне по почте мой портрет. Большую такую картину. При отправлении посылки нужно было указать стоимость. И она написала: 200 долларов. Так с меня при растаможке взяли 70 долларов. Если бы эта девочка написала стоимость - 20 долларов, мне бы картину отдали так.

Сергей: - Мне тоже на нынешнем этапе «Гран-при» «Cup of Russia» в Москве подарили куклу в виде меня, в моем костюме, даже прическу мою изобразили. Приятно...

Подготовил Борис ОСЬКИН

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх