Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Художники кризиса не боятся

Посмотреть новые работы петербургских мастеров можно до 18 января в ЦВЗ «Манеж», где открыта выставка «Петербург-2008»

Уже в 16-й раз выставка «Петербург» (с прибавлением соответствующего года) собирает под одной крышей 500 петербургских художников, каждый из которых - будь то признанный гений, увенчанный лаврами и титулами, или вчерашний студент Академии художеств - показывает только одну работу, и обязательно новую, написанную в только что ушедшем году. Все вместе работы словно составляют единую сверхкартину, которая очень точно отражает не только состояние современного искусства города, но и нашу жизнь в определенный момент времени. Причем это не просто хроника событий, а собрание мыслей и чувств, желаний, страхов, грез...

Кроме того, эта выставка - хороший повод вспомнить о наиболее значительных событиях художественной жизни города в минувшем году. Любят приходить сюда и для того, чтобы встретиться с давно не виденными друзьями, знакомыми и коллегами, поэтому обстановка на вернисаже была теплая, хоть из-за мороза за окнами не все решились снять пальто и шубы. Дружескому общению способствовало и шампанское, которого отведал ваш корреспондент.

В этот раз, конечно же, всем было интересно посмотреть, как отразился мировой экономический кризис в творчестве художников. Это и был первый вопрос, который я задал бессменному куратору всех «Петербургов» Ларисе СКОБКИНОЙ.

- Не отражение кризиса, а пока лишь некое его предчувствие есть в... размерах картин, - отметила Лариса. - Если вы посмотрите выставку, то заметите, что преобладают работы маленького размера. Монументальных произведений почти нет.

В темах же и сюжетах кризис пока себя никак не проявил. Вы не увидите на выставке произведений, в которых было бы много злобы, агрессии, безысходности.

Я лично очень бодро отношусь к нагрянувшему кризису. Общество потребления, которое у нас сформировалось в последние годы, мне лично никогда не было близко. Да и многим художникам тоже.

Может быть, экономический кризис даже как-то оздоровит мир, мы станем человечнее, начнем читать книги, станем ходить в музеи и на выставки, а не в магазины и рестораны...

Выпив из пластикового стаканчика шампанского, ваш корреспондент отправился искать мрачные сюжеты. Но засмотрелся на великолепного белого медведя, изображенного на висящей в аванзале картине Виктора Тихомирова «Конфеты». Как по заказу появился сам художник с мешком конфет «Мишка на Севере». Зрители тут же расхватали конфеты, я тоже взял одну - на память. Поблагодарив Виктора, поинтересовался, не хочет ли он своим произведением подсластить жизнь соотечественников в суровую годину мирового кризиса.

- Да каждый волен понимать, как хочет! Я предоставляю зрителю свободу. Одни пусть о конфетах вспомнят, другие - о президенте Медведеве, третьи - о Севере и морозах.

- А вас лично кризис тревожит?

- Да нисколько! Я много чего умею делать помимо написания картин и создания фильмов. Могу колоть дрова, добывать себе пищу.

- В этой выставке не первый ведь раз участвуете?

- Да я не помню, чтобы хоть раз за все 16 лет в ней не участвовал!

- Чем вам «Петербург» нравится? Ведь ругают критики за традиционность, отсутствие «концепции».

- Меня даже само слово «концепция» раздражает. Тем более по отношению к выставке живописи.

Нет ничего плохого в том, что каждый год в Рождество пятьсот художников собираются под одной крышей и показывают свои работы. Ведь собираются люди по культурному поводу, а не просто так - выпить-закусить.

Каждый год участвует в выставке и знаменитый петербургский художник Владимир Шинкарев. Он не считает, что выставка «Петербург» лишена идеи:

- Она сделана по типу знаменитых в XIX веке парижских Салонов, на которых художники ежегодно показывали свои новые работы.

Если человек интересуется живописью (а такие люди есть, хотя их и не много), он способен воспринимать картины сами по себе, без разделения их по темам и сюжетам. Главное ведь в живописи - не сюжет, а пластическое наполнение.

На этот раз Володя Шинкарев показал... «Менины». Это написанная в золотистых тонах, мерцающая, как драгоценность, картина - хоммаж знаменитой картине великого испанского живописца XVII века Диего Веласкеса. Самое интересное, что эта картина - единственная из недавно написанной им серии «Живопись нового времени», приобретенной оптом швейцарским галеристом.

По словам самого Шинкарева, она может стать в будущем экспонатом посвященной Веласкесу и его шедевру выставки «Менины», которую задумали сделать известные художники Анатолий Белкин и Владимир Духовлинов.

Однако, дорогой читатель, отмеренные мне редактором строчки исчерпаны, а я успел рассказать только о двух выставленных сейчас в Манеже произведениях искусства. Чтобы получить представление об остальных 498, среди которых, поверь, есть много достойных внимания, нужно побывать в ЦВЗ «Манеж» до 18 января. Иначе придется ждать целый год момента, когда под одной крышей можно увидеть весь Петербург.

Алексей ШМЕЛЕВ

Фото автора и Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх