Газета выходит с октября 1917 года Saturday 5 апреля 2025

Меняем «чашу Николащенко» на «стакан Вахмистрова»?

В конце декабря на последнем заседании петербургского парламента депутаты приняли многострадальный закон «Об охранных зонах» и в первом чтении рассмотрели другой судьбоносный документ - «Правила  землепользования и застройки» (ПЗЗ), второе чтение пройдет в январе.

Оба закона вызвали большой резонанс в городе, ведь, по сути, один из них («Об охранных зонах») должен действовать «вширь», очерчивая по горизонтали охраняемую территорию, «населенную» памятниками архитектуры, а другой - ПЗЗ - устремлен «ввысь», ограничивая по вертикали многоэтажное строительство в Петербурге. Иными словами, оба эти документа в связке с Генпланом регулируют градостроительную деятельность в Северной столице. И какими будут эти законы, таким будет и лицо Санкт-Петербурга.

Что такое ООЗ, ОЗ и ЗРЗ

Впервые вопрос об охране исторических районов Петербурга возник после Великой Отечественной войны - тогда просто были обозначены границы охраняемых территорий. Но потом такая ситуация перестала устраивать власти города, и в 1988 году решением Исполкома Ленсовета был утвержден проект охранных зон (ОЗ), по которому исторический центр был поделен на несколько охраняемых территорий. Самая большая из них - объединенная охранная зона (ООЗ) площадью более трех тысяч гектаров - была и самой ценной. Однако внутри зоны находились так называемые лакуны - свободные участки, где разрешалось новое строительство.

К 2002 году был принят Федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов РФ», запрещающий вести любое строительство на территории охранных зон, кроме мер, направленных на воссоздание «исторической среды памятника». Отныне строить можно было только в лакунах, список которых утверждался отдельным законом.

Года три назад КГИОП, окинув владенья свои, решил «уточнить» границы режимов охранных зон. Тем более что, по словам главы комитета Веры Дементьевой, количество объектов культурного наследия в Петербурге увеличилось и достигло 7,5 тысячи. Так появился проект закона об охранных зонах, который, шествуя из кабинета в кабинет, дошел-таки до парламентариев, и не без «сюрпризов»: к примеру, народные депутаты были возмущены непонятно откуда взявшимися лакунами у Чесменского ансамбля и Новодевичьего монастыря.

В этом документе обозначена охранная зона и три зоны регулирования застройки (ЗРЗ-1, ЗРЗ-2, ЗРЗ-3), причем в каждой из зон свои правила поведения. Теперь «под охрану» попадают не только все исторические здания - дореволюционной постройки, но и перспективы - «вид из окон», силуэты, панорамы...

В ОЗ - зоне объектов Всемирного наследия (Петропавловская крепость, Стрелка В. О., левый берег Невы до Фонтанки) - самые строгие правила: запрещено любое новое строительство, зато можно реставрировать здания, представляющие собой историко-культурную ценность. А при сносе аварийных домов предполагается их воссоздание.

В ЗРЗ-1, охватывающей восточную часть В. О., Петроградскую сторону (Большой и Каменноостровский проспекты), левый берег Невы от Фонтанки до Обводного канала (Невский проспект от Фонтанки до Александро-Невской лавры и вся Коломна - от Крюкова канала до набережной Пряжки - в охранную зону не вошли), нельзя сносить исторические дома, зато допускается новострой при реконструкции кварталов.

В ЗРЗ-2 и ЗРЗ-3 разрешено действовать по правилам землепользования и застройки (ПЗЗ), то есть можно вести высотное строительство.

Есть еще Зона охраняемого ландшафта, которая распространяется на пригороды Петербурга (к ней относятся парки, набережные, территории вдоль дорог), и граница Зон археологического слоя.

Оба документа - «Об охранных зонах» и ПЗЗ - вызвали небывалый всплеск эмоций в городе. Общественность, эксперты и депутаты усмотрели в них желание власти потрафить аппетитам инвесторов - мало ли за последнее время наделано градостроительных ошибок...

Сопредседатель Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), директор Международного благотворительного фонда спасения Петербурга - Ленинграда Александр Марголис так и заявил: «игра без правил в Петербурге означает его уничтожение», поэтому «город должен участвовать в выборе своей судьбы». в Петербурге должен быть строгий закон, который сводил бы «в кучу» все градостроительные требования для объектов культурного наследия и ужесточил бы охрану зон.

Ведь правила игры все время нарушаются - примеров пруд пруди: дом на Казанской улице, гостиница на Почтамтской, Дом со львами, квартал на углу Невского и Восстания...

Плюсы долгожданного закона

Закон об охранных зонах вызвал у депутатов много вопросов - непонятно, почему одна часть улиц входила в охранную зону, а другая - нет. Также в законе черным по белому написано, что запрещается изменение исторической планировки улиц и кварталов, а в центре Петербурга - сохраняется вся историческая застройка, но почему-то допускается «отклонение от отдельных параметров режимов в пределах 10%».

В то же время - и это большой плюс - в законе впервые обозначен силуэт города, видовые панорамы Петербурга, в пределах обзора которых не допускается появление новых доминант. Составлен список из общегородских доминант (Петропавловский собор, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, собор Воскресения Словущего в Смольном монастыре, Троицкий (Измайловский) собор), определены основные доминанты и 16 утраченных доминант, подлежащих восстановлению, - Спас на Сенной, церковь Апостола Матфея и Покрова Пресвятой Богородицы на Б. Пушкарской, церковь Христа Спасителя на набережной Ново-Адмиралтейского канала и другие... Дополнен перечень охраняемых «композиционно завершенных открытых городских пространств» - в него включены 50 новых улиц, среди которых Адмиралтейский проезд, Апраксин переулок, Дворцовый проезд, Рижский проспект, Троицкий проспект, Советские улицы с 1-й по 10-ю и другие.

Лакун нет, но в то же время они есть

Со своей стороны глава КГИОП Вера Дементьева заявила, что в законе об охранных зонах нет теперь термина «лакуны» (они позволяли наводнять исторический центр новоделами), а есть жесткие требования по размерам объектов. Теперь любой застройщик будет заранее знать, где, что и как можно строить, заметила Вера Анатольевна. В то же время депутаты, ознакомившись с документом, прикинули, что охранная зона раза в четыре уменьшилась: Адмиралтейский, Василеостровский, Центральный районы, Петроградский район с его модерном только частично включены в охранную зону, а целые исторические кварталы и отдельные архитектурные памятники, в том числе и Новодевичий монастырь, и Чесменский ансамбль, необоснованно лишены этой самой охраны.

Как отметил в разговоре с корреспондентом «ВП» депутат Алексей Ковалев, судя по тому, какие поправки были приняты во втором чтении, правительство города не настроено на охрану памятников, а настроено на то, чтоб «дать работу так называемым инвесторам». А активисты движения «Живой город» в свою очередь констатировали, что теперь вместо «чаши Николащенко» -  когда высота застройки увеличивается по мере удаления от центра, Петербургу предлагают «стакан Вахмистрова» - обставленный высотками центр города.

Игуменья София недовольна законом

Дело в том, что исторические территории Новодевичьего монастыря как застраивались в советское время, так застраиваются и сейчас. В данный момент там полным ходом идет возведение небоскреба - будущего офисного центра. И пока ни один существующий документ не может защитить памятник культуры от частичного уничтожения.

- Охранная зона привязана к границам землепользования монастыря, - разъясняет настоятельница монастыря игуменья София, - в то время как территорию монастырского комплекса (здания и землю) используют и АО «Союзпушнина», стадион «Московский», Станция переливания крови, АО «Аларм», ряд учреждений, подчиняющихся комитету социальной защиты, общежитие и ряд коммерческих предприятий в зоне Бадаевских складов. При этом в охранную зону попала только часть южного монастырского сада, используемая монастырем, а другая часть, занятая другими предприятиями, в нее не вошла. Это делает невозможным восстановление сада целиком.

Не вошли в охранную зону также и территория северного монастырского сада, земельные участки зданий монастырской бани, оград, домов огородников, складов, конюшен, теплиц, прудов, домов монастырского причта. А территории исторически существовавших прудов не попали даже в зону охраны гидросистем.

Также охранную зону Новодевичьего кладбища установили по существующим сегодня границам, а не по историческим, причем часть исторического кладбища вообще попала в зону свободной застройки. В перечень существующих доминант охраняемых перспектив не попали Воскресенский собор и Афонский храм, а в перечне утраченных доминант нет Трехсвятительского храма, у которого пока отсутствует шатрово-купольное завершение.

Прямая речь

О Чесменском комплексе Депутат Алексей Ковалев:

- Есть давление со стороны администрации Санкт-Петербурга. Все, что позволяет больше охранять, - вызывает сопротивление правительства города, чтобы дать работу так называемым инвесторам... Правительство хочет «отжать» и не допустить принятие существенных поправок ВООПИиКа, которые были поддержаны комиссией и согласованы с Росохранкультурой.

- А как вы считаете, получится ли закрепить статус Новодевичьего монастыря отдельным законом?

- Пусть хоть как будет, но будет... Меня больше всего поражает, что по кинотеатру «Зенит» вдруг появилось заключение Росохранкультуры, разрешающее в охранной зоне Чесменского дворца сделать «дырку» высотой 124 метра. Это просто наглое забвение всех принципов охраны памятников, и думаю, этим должны заниматься правоохранительные органы - кто и за какие коврижки подписал такой документ?

О новодевичьем монастыре

Председатель комитета по законодательству ЗакСа Виктор Евтухов:

- Мы нашли компромиссное решение по сохранению культурного наследия монастыря - его статус будет закреплен отдельным законом Санкт-Петербурга. Предполагается, что границы памятника будут изменены с учетом исторических границ территорий монастыря. Мы предлагаем сохранить его визуальное восприятие, восстановить утраченные доминанты - колокольню и Трехсвятительский собор, а также создать зону регулируемой застройки по периметру Новодевичьего монастыря, где высота планируемой застройки не может превышать 35 метров.

Кстати

Что такое «точки Николащенко»

Специалисты Центра экспертиз Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей ЭКОМ обеспокоены частью ПЗЗ, касающейся панорам. Контролировать их сохранение будут со специально отобранных точек, набор которых предложили разработчики нового высотного регламента - Первой мастерской Генерального плана Санкт-Петербурга. Они утверждают, что нашли минимальный набор точек, обеспечивающий максимально жесткие ограничения. Всего их - 81. В обиходе они уже получили название «точки Николащенко» - по фамилии архитектора, главного разработчика высотного регламента. Видимость новых объектов решили фиксировать с высоты среднего человеческого роста - 180 сантиметров. Причем направление взгляда не ограничили: с этих точек можно вертеть головой во все стороны, выискивая нарушение панорамы города новым строительством.

Подготовили Людмила КЛУШИНА и Юлия БИБИШЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх