Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Федор Бондарчук не откажется от голливуда

Создатели «Обитаемого острова» (примем для краткости - «ОО». - Прим. авт.) всюду подчеркивают, что максимально точно придерживались текста романа Стругацких и, как бы ни было трудно втиснуть писательскую фантазию в ткань кино, старались сделать именно это. Отчасти оттого, что и продюсер Александр Роднянский, и режиссер Федор Бондарчук относятся к тому поколению советских мальчишек, которые мир фантастики постигали не по голливудским фильмам, а по книжкам Стругацких и для них эти книжки священны. И в рекламе подчеркивается, что фильм снят не по мотивам, а по произведению Стругацких. Чтобы бережно сделать киноверсию, пришлось даже прибегнуть к идее двух частей фильма. Изначально снимались сразу две картины - вторая часть увидит свет в апреле 2009-го.

Стремление создателей «ОО» следовать букве романа избавляет нас от необходимости пересказывать сюжет. Кто в нашей стране не читал Стругацких! Поэтому обратимся сразу к кинематографическим составляющим. Считается, что главное в нынешнем кино - бюджет фильма. У «ОО» он рекордный для России - 40 миллионов долларов. Правда, 40 на два фильма, но это все равно очень много. Однако важней всего - как и на что были потрачены эти миллионы. Несомненно, с пользой они потрачены в тех частях фильма, где создан мир Саракша, особенно огромный город, в который попадает главный герой. Все продумано и любовно создано: костюмы, вывески, интерьеры, машины, техника, алфавит, даже пишущие машинки. Всего было придумано и построено 63 (!) объекта. И за всем этим действительно интересно наблюдать, причем можно смотреть фильм несколько раз и все время обнаруживать новые детали...

А вот наблюдать за компьютерной графикой уже менее интересно. В «ОО» то и дело компьютерная графика живет по своим законам, выглядит грубовато, особенно в начале картины, в пространном эпизоде катастрофы космического корабля. Создатели фильма сетуют, что самые неудачные сцены с компьютерной графикой были сделаны западными специалистами, от услуг которых пришлось впоследствии отказаться. А, мол, наши умельцы лицом в грязь не ударили. Это, конечно, здорово и приятно, но все же компьютерная графика - не самая сильная составляющая этой ленты.

А вот в чем мы можем и Голливуд превзойти - это актерская школа. В «ОО» ставка сделана на молодые, незамыленные лица. Собственно, этот ход был уже использован Бондарчуком - Роднянским в «9-й роте»: и там принес успех, и здесь удачен. Дебютанты Василий Степанов, Юлия Снигирь, Петр Федоров, чьи лица красуются на рекламных плакатах, сыграли так свежо и содержательно, что на их фоне искусственной и вымученной выглядит работа многих «медийных лиц», занятых в этой картине. Взяв на главные роли дебютантов, создатели «ОО» решили доверить второстепенные роли народным и заслуженным любимцам. И явно перестарались... Забавно получается: неизвестных отцов играют сплошь и рядом ну очень известные лица. Точнее, не играют, а большей частью изображают, так как им там не развернуться, играть особенно нечего. В итоге многие выглядят просто комично (Анна Михалкова, Гоша Куценко, Сергей Мазаев, Евгений Сидихин и даже Максим Суханов), хотя играют трагедию и по идее должны вызывать вполне глубокие эмоции...

Удачами отмечены совсем немногие (Сергей Гармаш, но он всегда интересен, и сам Бондарчук, чей Прокурор-Умник - едва ли не лучшая роль Федора в его актерской карьере).

Прямая речь

- Стругацких я обожаю с детства. Однажды папа подарил мне антикварный томик «Наполеон. История жизни». Он лежал у меня на письменном столе, а под ним в открытом выдвижном ящике лежала книга «Отель «У погибшего альпиниста». Когда в комнату заходили родители, я склонялся корпусом над «Наполеоном», задвигая животом Стругацких...

На первые десять дней проката наш фильм посмотрели сотни тысяч зрителей, и нам важно мнение каждого. Но был все-таки самый главный зритель - Борис Натанович Стругацкий. На этапе замысла он сказал, что доверяет нам и авторам сценария Марине и Сергею Дьяченко. Попросил, чтобы в фильме было поменьше «фанеры». Мы не так давно показали ему фильм. Он обратил внимание на то, что «Обитаемый остров» действительно снят близко к тексту романа, а про Максима сказал, что именно таким они с братом и представляли своего героя. В общем, остался доволен увиденным. Сказал, что фильм снят без дураков и что книга идеально передана в сценарии. Это для меня было важно.

...В апреле покажем вторую часть «Обитаемого острова». А затем в моих творческих планах фильм о Великой Отечественной войне. К сожалению, не могу разглашать подробности, но это недавний проект, возник месяца полтора назад.

Во многих интервью меня спрашивали: может ли тот фильм претендовать на «Оскара»? И я говорил: «Почему бы нет?» Для меня важно одно - он не похож ни на одно российское произведение. А загадывать по поводу «Оскара» я не хочу. Я уже стоял один раз на пьедестале и говорил речь, а потом пролетел. Это очень тяжело. Пока мои мечты так далеко не простираются. Ну а позовут в Голливуд, не откажусь. Кто же из режиссеров не хочет видеть на своем комоде золотую статуэтку!

Виктор КАЗАКОВ

↑ Наверх