Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Не столько добиться победы, сколько не потерять лицо

Отсутствие политических посредников делает ближневосточный конфликт затяжным

Третью неделю Израиль проводит военную операцию «Расплавленный свинец» в секторе Газа - на территории Палестинской автономии. За это время там погибли более 800 палестинцев, среди израильтян жертв намного меньше - 13 человек. На призывы Совета Безопасности ООН немедленно прекратить огонь ни та ни другая сторона не откликается. Израильское руководство заявляет, что так оно борется с терроризмом и радикальным исламским движением «Хамас», контролирующим сектор Газа с 2007 года (председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас, представляющий враждующее с «Хамасом» движение «Фатх», по мнению аналитиков, мало влияет на ход конфликта). А лидеры «Хамаса», называя израильское наступление холокостом, считают, что перемирие возможно только в случае снятия Израилем экономической блокады.

Как долго будет литься на головы палестинцев свинец, а на головы израильтян сыпаться ракеты? Удастся ли в ближайшее время нормализовать обстановку - или правы те, кто предполагает, что Ближний Восток станет точкой отсчета для третьей мировой войны? На эти вопросы отвечает кандидат исторических наук, доцент факультета международных отношений СПбГУ Станислав ТКАЧЕНКО.

- Станислав Леонидович, третью неделю идет военная операция в секторе Газа, но, судя по всему, противоборствующие стороны пока еще не готовы к перемирию...

- Очевидно, что Израиль не столько реагировал на начавшиеся обстрелы со стороны «Хамаса», сколько сам готовился к операции «Расплавленный свинец», чтобы подорвать военную мощь «Хамаса». Идея в том и заключается, что после подрыва военной мощи «Хамаса» палестинцы восстают и сбрасывают своих лидеров. И тогда власть над обеими частями Палестинской автономии получает Махмуд Аббас, который начинает переговоры с Израилем.   

- Однако лидер ливанского исламистского движения «Хезболла» шейх Хасан Насралла заявил о возможном вступлении в войну с Израилем в ответ на «продолжающуюся кровавую бойню в Газе»...

- Я думаю, что проиранское движение «Хезболла» не будет сильно вмешиваться в конфликт, пока не выяснится, как к Ирану в целом и проиранским организациям в частности относится Барак Обама. Ведь новоизбранный американский президент ведет себя очень осторожно: не было никаких резких движений, заявлений с его стороны. Похоже, что и Иран боится делать какие-то резкие движения, пытаясь открыть новую страницу в отношениях с США... С другой стороны, надо понимать, что от первоначального замысла мало что осталось: Израиль неплохо рассчитал военные действия, но совершенно не просчитал готовность палестинцев терпеть лишения, не отворачиваясь от «Хамаса»... Собственно, для Израиля теперь главной проблемой становится не столько добиться победы, сколько не потерять лицо.

- Многие наблюдатели усмотрели в израильском наступлении религиозный подтекст, ведь военная операция началась, когда католический мир отмечал рождественские праздники, поэтому «Расплавленный свинец» уже окрестили «Вифлеемской бойней»...

- Израиль - не католическая страна, там свои праздники... Я не думаю, что все настолько запущено, что израильтяне решились на военную операцию из каких-то ритуальных соображений. Это просто совпадение - нужно отсчитывать от июня 2008 года, когда было заключено соглашение о перемирии на полгода. После того как оно завершилось, у сторон были развязаны руки, и «Хамас», безусловно страдающий от жесточайшей блокады, стал выпускать по Израилю ракеты...

- Россия, наверное, традиционно могла бы посодействовать в разрешении конфликта...

- Конечно, такой конфликт не может быть разрешен в результате прямого диалога - нужны посредники, но сейчас таких нет. Российской Федерации Израиль не очень доверяет, потому что мы признали «Хамас», также не доверяет и Турции, потому что она старается проводить равноправную политику в отношении и арабов, и евреев, а США сейчас переживают смену лидеров. Остается ЕС, но он слабо проявляет себя... Поэтому либо Россия пересмотрит свою позицию, либо Европейский Союз решит более активно вмешаться, либо Обама займет активную позицию...

Израиль славен тем, что больше, чем любое другое государство планеты, игнорировал резолюции Совета Безопасности ООН. Ведь у Тель-Авива очень мощная поддержка в лице США - если бы ее не было, Израиль вел бы себя по-другому и, наверное, конфликт развивался бы по другому сценарию. Во-первых, Израиль получает максимальную американскую помощь - ни одно государство в мире за все годы существования США не получило столько помощи. И второе. Израиль имеет в США очень мощное еврейское лобби, которое никогда не позволит, чтобы Соединенные Штаты в ООН каким-то образом осудили или поддержали санкции в отношении Тель-Авива. Поэтому в этом конфликте ООН ничего не решает...

Арабы очень активно - и на словах, и на деле - в качестве посредника приглашают Москву. И Россия хочет играть эту роль: у нас уже есть специальный представитель по этому региону, Россия уже застолбила за собой право на проведение в этом году конференции по Ближнему Востоку... Но беда в том, что Израиль перестал, что называется, «заигрывать» с Москвой - он отправил свое вооружение в Грузию, осудил приезд лидеров «Хамаса» в Москву, словом, сейчас в российско-израильских военно-политических отношениях есть большие проблемы. И, повторяю, качественного, мощного, но нейтрального посредника для разрешения конфликта сейчас нет.

- Как долго будет продолжаться этот конфликт и к чему он в итоге приведет?

- По идее, чтобы закончить эту операцию, достаточно прекратить стрелять - и конфликт закончится сам собой. Мне кажется, что Израиль именно об этом сейчас и думает: он уже ввел ежедневный трехчасовой перерыв в обстреле, в следующий раз перерыв может быть шесть часов, потом двенадцать и т. д. Любое другое решение о прекращении конфликта для Израиля будет связано с потерей лица. Вести же переговоры с «Хамасом» Тель-Авив не намерен, ведь «Хамас» для него - «политический труп». Трудно сказать, каким образом в правовом пространстве может быть разрешен этот конфликт. Скорее всего стороны перестанут стрелять, а Израиль будет надеяться, что рано или поздно «Хамас» потеряет власть в секторе Газа.

- Сейчас довольно часто говорят о возможном начале третьей мировой войны. Не послужит ли израильско-палестинский конфликт отправной точкой?   

- Нет, думаю, не тот масштаб... Действительно, есть такой сценарий, что третья мировая война начнется на Ближнем Востоке. Но в данном случае это просто старый, тяжелый исторический спор на «ближневосточном пятачке». Вот если бы Израиль напал на Иран, тогда... В любом случае здесь должно запахнуть нефтью - без нее войны в Ближневосточном регионе не будет.

- Кстати, о нефти - она после начала конфликта поднялась в цене. Кому-то война, а кому-то большая выгода?

- Больших выгод это никому не принесет. Нефть как поднялась, так и опустится: сейчас мы живет в долгосрочном тренде снижения цены на нефть - есть надежда, что она уже достигла дна и теперь будут флуктуации ее медленного роста. Безусловно, такие обострения влияют на стоимость нефти. Но здесь нужно понимать ее природу, ведь цена на нефть - это некая призма, через которую можно оценить будущее состояние экономики через полгода, год. И поэтому если она растет - значит, растут оценки перспективного развития мировой экономики.

Беседовала Людмила КЛУШИНА

↑ Наверх