Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

27 декабря минувшего года отметила 70-летие звезда Мариинки Габриэла Комлева

«Я ведь женщина!»

Когда-то давно, еще девочкой, она пришла на просмотр в Ленинградское государственное хореографическое училище. В работе приемной комиссии участвовала знаменитая Агриппина Яковлевна Ваганова. Она выделила девочку и предрекла: «Из этой, с огромным бантом, может выйти толк!»

Толк действительно вышел: Габриэла Трофимовна - профессор, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки. Удостоена званий «Лучший актер года» (Ленинград, 1968), «Лучший актер года в телефильме» (Ленинград, 1982), «Лучший репетитор» (VII Международный конкурс артистов балета, Москва, 1993), «Мэтр танца» (конкурс журнала «Балет» «Душа танца», Москва, 2004).

Муж подарил мне «Ковбоя»

- Габриэла Трофимовна, примите наши поздравления! Как прошел юбилейный день?

- У меня был день радости! Ко мне домой пришли друзья, меня поздравили уже взрослые, если так можно сказать, ученицы. Меня вспомнили даже те, кто был со мною совсем-совсем давно. Это было неожиданно и очень радостно! Ко мне как-то люди по большей части  с любовью относятся, и я чувствую их тепло.

- А вы любите свои дни рождения?

- Я как-то никогда и не придавала большого смысла этому дню. Есть и есть. Сколько там лет - я даже сама не понимаю (смеется).

- От кого было самое ценное поздравление?

- Я думаю, от мужа. Он устроил мне большой домашний праздник. Масса мелких приятностей. Во-первых, он приготовил шикарный стол (муж вообще любит заниматься кухней и изобретать новые блюда). Во-вторых, нашел и купил для меня работу художника Ершова «Ковбой» Якобсона», посвященную балету, в котором я когда-то танцевала (незадолго до своей смерти Леонид Якобсон поставил балет «Ковбой» на музыку Тимура Когана для творческого вечера Габриэлы Комлевой в Кировском театре. - Прим. ред.). Для меня это был очень неожиданный и приятный художественный подарок.

Ценность искусства стала измеряться материальной стоимостью

- С днем рождения, как вы сказали, вас поздравляли ученицы. В театре есть продолжение ваших традиций?

- Я сейчас не могу назвать таких людей, потому что сменилось поколение и появилась какая-то новая волна, связанная с этим процессом. Это поколение совсем другое. Наверное, это естественный процесс. Ведь всегда была проблема отцов и детей. Но мне кажется, сейчас другие художественные ценности, чем были при нас...

- Искусство как бизнес?

- Скорее всего да. Ценность искусства вообще стала измеряться материальной стоимостью. А мы ценили искусство ради искусства.

- Балерины - наверное, самые строгие женщины...

- Я достаточно требовательна к себе, и, конечно, больше, чем к другим. Но я не строгая. Я люблю, чтобы во время рабочего процесса была дисциплина. Мама меня воспитывала, что я должна быть сама к себе очень строгой. Она приучала к самоорганизации. А также приучила не показывать людям свои неприятности: не вешать на других свои невзгоды. Это никому не нужно, поэтому надо это пережить самой.

- Вас можно назвать самоуверенным человеком?

- Нет, я не самоуверенная! Уверенность приходит на сцене, когда ты, отточив технику, чувствуешь, что все получается само собой.  Мне кажется, со мной не трудно. Трудно тем, кто не совпадает, например, со мной в мировоззрении.

Я родилась второй раз, когда выжила в блокаду

- Какие были самые поворотные моменты в вашей жизни?

- Я родилась второй раз, когда сумела выжить во время блокады (через Ладогу переправлялись на грузовике, когда лед уже таял и машины шли по воде. - Прим. ред.). Я помню, конечно, все фрагментарно: обрывки ощущений и ситуаций.

Другой поворот - когда меня мама отдала в хореографическое училище. Это решило всю мою последующую жизнь. Потом меня в театр взяли, это тоже было большим счастьем. В этом театре я уже 51 год работаю. Старожил!

- Сейчас очень модны шоу-проекты типа «Звезды на льду», когда артистов кино и телевидения учат в рекордные сроки стоять на коньках и даже осуществлять некие пируэты. Как вы думаете, возможен ли такой проект в плане балета? Быстро научить людей, далеких от балета, всем премудростям?

- Знаете, когда-то очень давно на улице Росси хореографическое образование шло вместе с драматическим. Принимали на обучение драматическому искусству и хореографическому и только в конце обучения определяли - кто к чему больше способен: к хореографии или драме. Иногда даже переходили из одной профессии в другую. Эти линии идут параллельно.

А что касается коньков и спорта - это совсем другая стезя. Нам прежде запрещали кататься не только на коньках, но и на лыжах, на велосипеде. Это не столько опасно, сколько развивает другой мышечный аппарат, другое развитие суставов. Это противопоказано тому, что требует  закономерность хореографического искусства.

- Когда я смотрела фрагменты вашего выступления на видео, видела, как вы легко, будто без усилий, стояли на пальцах. Сейчас за артистов театра - и танцовщиков, и оперных певцов - подчас переживаешь, справятся они или нет...

- Я всегда считала, что зрителю не нужно показывать кухню нашей работы. Боль, усталость, перегрузки... этого не должно быть видно!

- А вы как с этим справлялись?

- Тренингом! Надо заставлять себя преодолевать невозможное! Только таким методом и жестокостью к себе. Зачем показывать боль и пот? Кому какое дело? Это просто омерзительно: «Ах, вот мне трудно! Посмотрите, как я это преодолел!» Это ведь отвлекает от происходящего на сцене!

На чайной диете

- Вы очень хорошо выглядите! Зарядка по утрам?

-  К сожалению, нет. А надо бы пересмотреть этот вопрос. Даже прогулок не получается. Только до театра и домой.

- Как начинается ваше утро?

- Я должна выпить крепкого чая. В последнее время газеты не читаю, стараюсь слушать новости по радио и телевизору, потому что так я экономлю время. Единственное пожелание российскому радио: исчезли программы с классической музыкой. Мне безумно надоели эти шлягеры, эта попса, которая только забивает голову и уши. Раньше люди с юности с помощью радио приобщались к прекрасному! Я тоже раньше вела передачи на радио, у меня были целые циклы об истории балета. Анна Всемирнова делала передачи-встречи со мной.

- А вечерние традиции?

- Можно выпить чаю...

- Кажется, вы на чайной диете?

- Нет, на чае я не останавливаюсь! Можно чего-нибудь и покрепче (смеется). Есть маленькие житейские радости у балерины, когда она выходит на пенсию. Обычно вечером мы с мужем вместе садимся за стол, это очень поздно происходит, после спектакля, и начинаем разговаривать...

- Балерины такие красивые на сцене! Вы много сейчас уделяете внимания одежде?

- Когда сама танцевала - мне было абсолютно наплевать на то, как я одета. Некогда было! В былые годы только на приемах нужно было появляться непременно в вечерних туалетах. А в жизни я скромно одевалась. А сейчас я должна появляться в зрительном зале, быть на людях. Нужно выглядеть приличнее! Я ведь женщина! (смеется.)

Беседовала Антонина РОСТОВСКАЯ

↑ Наверх