Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Михаил Пиотровский:

Билеты в музей дорожать не будут

В канун новогодних каникул руководители крупнейших петербургских музеев - Эрмитажа и Русского музея - встретились с журналистами, чтобы рассказать об итогах уходящего года и поделиться планами на будущее.

Понятно, что особенно много внимания уделили мировому экономическому кризису и тому влиянию, которое он способен оказать на музейную жизнь. Не заморозятся ли реставрационные проекты, не грядут ли сокращения штатов, не повысятся ли цены на билеты? И главное - будут ли по-прежнему самые популярные наши музеи радовать новыми выставками, к обилию и разнообразию которых мы уже привыкли в последние годы?

Культура учит, что есть вещи куда более ценные, чем деньги

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский смотрит в будущее с оптимизмом. «Да и как может быть иначе?- говорит он.- Если руководитель не будет сохранять оптимизм, то как тогда сможет работать коллектив?»

Кроме того, по его убеждению, «культура всегда дает правильное понимание целей существования: а это  прежде всего - развитие человека и общества. Многовековая история культуры учит нас, что есть вещи куда более ценные, чем  деньги. Объяснять это, убеждать в этом и есть смысл работы музея».

Директор обещает, что никаких увольнений и сокращений в Эрмитаже не будет.

В Эрмитаже работают особенные люди, это специалисты высочайшего класса, многие из них уникальны. Михаил Пиотровский считает очень важным, что в Эрмитаже не утихает научная деятельность. Сотрудники пишут книги. В минувшем году был издан новый труд доктора искусствоведения Альберта Костеневича «Искусство Франции конца XIX - середины XX века». В серии «Хранители» вышел том, посвященный Борису Борисовичу Пиотровскому, легендарному директору Эрмитажа, чье столетие со дня рождения отметили в уходящем году.  Один из старейших сотрудников музея, Николай Николаевич Никулин, написал воспоминания о войне...

Средняя зарплата эрмитажных сотрудников (без учета руководства) не слишком велика: 22 тысячи рублей (но есть социальные доплаты).

В этом году будет введена новая система оплаты труда. Будут увеличены стимулирующие надбавки, существенно вырастет зарплата тех, чей вклад в жизнь музея велик. У тех же, кто, как сказал директор, «просто отбывает номер», зарплата не вырастет.

Не собирается музей экономить на программах для детей (как обычных, так и тех, кого принято называть особыми), не должны пострадать от кризиса и знаменитые эрмитажные кошки. 

По-прежнему дети, пенсионеры и студенты будут посещать Эрмитаж бесплатно (только граждане России).

Пока не собираются увеличивать и цены на билеты. Это будет сделано только в крайнем случае, если уж совсем прижмет.

Выставки-2009. Эрмитаж

Для всех

Самая масштабная выставка нового года будет посвящена громкому патриотическому юбилею - 300-летию Полтавского сражения.

В экспозиции будет представлено около 1000 экспонатов, в том числе батальная живопись, графика, знамена, предметы обмундирования, снаряжения и вооружения русской и шведской армий, портреты и личные вещи полководцев.

Будут выставлены бесценные реликвии, непосредственно связанные с главными героями битвы: преображенский мундир Петра I, в котором царь был в сражении; парадное седло Карла XII, которое было захвачено русскими в шведском лагере.

Многие экспонаты до сих пор несут на себе следы Полтавского боя: шляпа и седло Петра I пробиты шведскими пулями, на лезвиях шпаг шведских драбантов остались зарубки, которые хозяевам шпаг так и не удалось выправить.

Для гурманов

По-прежнему будет много выставок «для гурманов» - как называет сам Михаил Пиотровский выставки, адресованные сравнительно подготовленным зрителям, способным оценить и понять все тонкости и сложности изобразительного искусства.

Это небольшая, но чрезвычайно интересная экспозиция египетского портрета (из Берлинского музея); «Новояз»: современное британское искусство; лиможские эмали; японская керамика Сацума...

В Петербурге продвинутых зрителей, наверное, побольше, чем в прочих областях России, но все же не они «делают кассу». А раз так, то спросим в лоб: стоит ли устраивать выставки «для гурманов» в эпоху мирового экономического кризиса?

Директор Эрмитажа убежден, что нельзя идти на поводу массового вкуса:

- Политика музеев должна быть агрессивной в такие времена, как наши, когда преобладают массовый вкус и низкопробные развлечения. Музеи должны противостоять вульгарности и пошлости, невежеству и невоспитанности.

К юбилею Эрмитаж готовит подарки

Кризис кризисом, а юбилей не отменишь, не перенесешь на более благоприятные времена. 250-летие нашего великого музея грядет в 2014 году. Как шутит Михаил Пиотровский, «обычно юбилеи связаны с получением подарков. У нас все наоборот - в дни рождения мы преподносим подарки. Мы намерены подарить городу и миру:

 новое здание фондохранилища в Старой Деревне (работы должны быть завершены в текущем году);
 новое здание представительства Эрмитажа в Амстердаме;
 Восточное крыло Главного штаба».

Стукнешь по карману - не звенит

«Звон металла» не вызовет массового интереса

Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по науке, совсем не так твердо убеждена в необходимости работать для узкого круга ценителей искусства, а не для широких масс: «Всем кажется, что уж Русский-то музей точно весь «в шоколаде»! Но «в шоколаде» у нас только реставрация дворцов. На все остальное выделяется не так уж много средств, в том числе и на выставочную деятельность. Есть, конечно, спонсоры, причем постоянные, наши друзья, но спонсорские вливания обычно тоже не полностью покрывают все расходы на организацию выставки. Вот и подумаешь в данной ситуации, стоит ли прилагать множество усилий, чтобы сделать такой проект, как «Звон металла» (так пока называется задуманная выставка произведений советского искусства двадцатых годов, в которых отражена тема индустриализации СССР. - Прим. авт.).  Тем более что заранее известно, что выставка не вызовет массового зрительского интереса. Можем ли позволить себе устраивать выставки, которые были бы интересны для специалистов, но которые не принесут дохода, а быть может, даже и не окупятся? Делать выставки для интеллектуальной публики и не получать за это ни копейки? Или делать выставки, которые привлекали бы широкую публику и зарабатывать? Для нас самих это очень сложная дилемма».

Широкому же зрителю, как стало понятно в предыдущие годы, нравятся сделанные без особых кураторских затей выставки русских художников прошлого века. В ушедшем году самой популярной была выставка Архипа Куинджи, которая побила все мыслимые рекорды посещаемости.

На взгляд же музейного руководства, самой интересной была выставка «Власть воды» («Вечёрка» подробно рассказывала об этой выставке). Она вызвала много споров.

Особо яростной критике подвергалась инсталляция московского художника Василия Цаголова «Киллер». В прессе и на выставке много спорили о том, можно ли выставлять столь шокирующие произведения в музее?

Евгению Николаевну Петрову даже вызывали в прокуратуру для объяснений. Но она твердо уверена, что включение «Киллера» в экспозицию не было ошибкой: «Мы не можем стерилизовать современное искусство под себя, потому что это и есть цензура. Да, современное искусство в общей массе достаточно брутально, но оно отражает нашу  жизнь, современный мир, в котором много  грубости и жестокости».

Выставочные планы на этот год впечатляют, но, как призналась Евгения Петрова, все будет зависеть от спонсоров. Вполне возможно, что придется экономить на новых выставках.

 Хитом этого сезона обещает стать выставка, посвященная Сергею Дягилеву.

В этом году многие музеи, причем не только российские, но и французские, собираются отмечать 80-летие со дня смерти Сергея Дягилева. В крупнейших музеях планируются приуроченные к этой дате выставки. Но, конечно, все делают упор на звездные годы Великого Импресарио, отмеченные «Русскими сезонами» в Париже, прославившими русское искусство. В ГРМ не пожелали идти вслед за всеми - избрали более сложную, но зато более оригинальную идею: показать самое начало его жизни и творчества, истоки, формирование его как творческой личности. В планах-отчасти воссоздать организованную им в 1905 году в Таврическом дворце легендарную выставку русского портрета, которая стала словно бы прощанием с прежней Россией в канун катастроф, которыми был так богат XX век.

Владимир Гусев: Через два с половиной года Летний сад обновится

Реставрационный проект года номер один  для Русского музея - конечно же, Летний сад (наша газета даже выпустила вкладку по этой теме).

Вот что сообщил «Вечёрке» директор музея Владимир Гусев:

- Летний сад всегда был одним из самых моих любимых мест в Петербурге. Но когда Летний сад был передан в ведение Русского музея, мое отношение к нему изменилось. Я стал беспокоиться о нем. Получив в свое ведение Летний сад, мы сразу создали в музее соответствующую структуру, в которой работают опытные специалисты.

Сейчас он находится в плачевном состоянии. Реставрация необходима. Но важно, чтобы мы не нанесли урон его облику, привычному для горожан. Все должно быть сделано столь же тщательно, деликатно, как в Михайловском саду, реставрация которого уже завершена. Если вы бывали там до и после реставрации, то, надеюсь, могли заметить, что сад не стал хуже.

Летний сад будет принадлежать Петербургу, России, нам с вами. И будет частью Русского музея. Появляется масса слухов, что Летний сад будет уничтожен. Я прекрасно понимаю озабоченность петербуржцев, но поверьте мне, никаких злых умыслов у Русского музея нет. Летний сад останется таким же любимым и привычным для горожан местом прогулок. При реставрации будут соблюдаться все принятые в музейном мире правила,  по которым ведется музейная реставрация.

Летний сад начал разрушаться давно. А ведь это музей скульптуры и природы под открытым небом.

Сегодня он находится в критическом состоянии. Сильное затенение ставит под угрозу его жизнь. Мы не собираемся восстанавливать все так, как было при Петре Первом. Например, мы отказались от попытки воссоздать большую оранжерею. Может быть, будет воссоздана малая оранжерея.

В XVIII веке в саду было 50 фонтанов. Но сейчас мы намерены восстановить не более пяти.

Прежде всего начнутся работы с почвой и зелеными насаждениями. Памятник Крылову трогать не будем.

Попытаемся восстановить прежнюю планировку Летнего сада, который был менее диким, более регулярным и ухоженным.

Составлена подробнейшая проектная документация, уместившаяся в 40 томов! Основные работы планируются на этот год. Если все будет в порядке с финансированием, то работы должны продлиться два - два с половиной года. На это время Летний сад будет закрыт, чтобы потом предстать обновленным.

Выставки-2009. Русский музей

 Летом планируется юбилейная выставка Зураба Церетели. Музейное руководство решило не выставлять его скульптуры - ограничиться живописью. Причем экспозиция будет построена весьма интересно: будет воссоздано ателье Церетели.

 «Владимир Боровиковский». Не желая повторять устроенную пару лет назад к 250-летию художника в Третьяковке выставку женских портретов «Красоту ее Боровиковский спас», в ГРМ решили показать его религиозную живопись, которую практически никто не знает.

 «Вера Мухина». Многие знают ее только как автора монумента «Рабочий и Колхозница». Но на самом деле ее творчество куда более разнообразно и многогранно. В этом можно будет убедиться, посмотрев выставку, на которой собираются показать сто работ знаменитого
скульптора.

 «Петр Кончаловский». Выставка будет подготовлена совместно с ГТГ и частными коллекционерами, в том числе с семьей Михалковых.

Зинаида АРСЕНЬЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх