Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Расцвели подсолнухи и маки

На стенах дома «фоновой застройки»

Дом № 70, наверное, самый примечательный из жилых домов на 15-й линии Васильевского острова. Вскоре после Октябрьской революции линия стала улицей и получила (по имени одной из жительниц дома) имя Веры Слуцкой, организатора районной ячейки РСДРП(б).

Впрочем, сегодня трудно сказать, насколько повлияло при выборе квартиры зубным врачом Бертой Брониславовной - таково настоящее имя Веры Климентьевны Слуцкой - наличие на фасаде здания украшений в виде цветов, поскольку воспоминания о ней донесли до нас только сведения о революционном характере Веры Слуцкой. Однако если вспомнить, что Берта Брониславовна имела отношение к ситценабивной фабрике, то можно почти уверенно предположить, что цветы, как и почти все женщины, она любила. Живя в этом доме, она всегда могла ими любоваться. С улицы. Ибо фасад здания, построенного в 1910 году по проекту архитектора Михаила Еремеева, украшают семь маков и семь подсолнухов.

Эти цветы - творение художника Петра Ваулина.

Петр Кузьмич Ваулин - личность весьма незаурядная. Достаточно сказать, что он был организатором и заведующим гончарной мастерской в подмосковном Абрамцеве у знаменитого промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Признанный мастер, он впоследствии переехал в Петербургскую губернию и открыл в Кикерине под Гатчиной свою керамическую мастерскую на базе существовавшего кирпичного завода. Там у него работали Николай Рерих, Сергей Чехонин, Роман Мельцер, Владимир Борисов-Мусатов...

Неудивительно поэтому, что страховое общество «Россия» пригласило Ваулина оформить здание на Большой Морской, 35, строившееся по проекту Александра Гимпеля и Василия Ильяшева для этого страхового общества. Эта работа стала для мастера первым крупным заказом в Петербурге, после которого последовали другие, не менее серьезные. Самыми известными работами Ваулина стали украшение Морского собора в Кронштадте и декор мусульманской мечети на Кронверкском проспекте.

А дом № 70 по 15-й линии стал первым жилым зданием на Васильевском острове, оформленным Петром Ваулиным. И единственным. Во время Первой мировой войны подобных заказов у Петра Кузьмича не было, а после Октябрьской революции он перешел на руководящую работу. В 1918-м художник, оставивший заметный след в архитектурном убранстве Петербурга - Петрограда (и, кстати, живший на Васильевском острове, на 4-й линии), был назначен сперва комиссаром бывшего Императорского фарфорового завода, а затем - Петергофской гранильной фабрики.

Сегодня дом № 70, построенный в свое время для М. М. Кудрявцева, выглядит не столь презентабельно, как ему при его красоте подобает. Хотя он и находится чуть в стороне от больших проезжих магистралей, тем не менее стены его вобрали в себя всю окружающую пыль и выхлопные газы. И плитка, и майоликовые панно - все потускнело, померкло. А ведь символика подсолнуха и мака очень светлая. Подсолнух - это прежде всего свет, а мак - покой и плодородие.

Алексей ЕРОФЕЕВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх