Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Убить чайником? Нет проблем…

История злосчастного чайника фирмы «Мулинекс», произведенного в Китае и купленного в «Эльдорадо», началась еще летом — и послужила поводом для журналистского расследования

(См. «Вечерний Петербург» за 25 декабря 2008 года)

Заняться расследованием редакция решила - судя по результатам - несколько необдуманно. Мы никак не ожидали, что поиск ответа на простой вроде бы вопрос о причинах, по которым половина страны вынуждена пить вонючий чай, выявит столь системные проблемы. Истории злосчастного чайника в нашей газете были посвящены уже три публикации. Эта - последняя, чтобы подвести итоги.

С чего все началось

Летом прошлого года в редакцию был передан новенький металлический чайник китайского производства, выпущенный под брендом «Мулинекс». Прилагаемый к чайнику паспорт обещал гарантию его исправности и качества, а на чеке стояла цена - более двух тысяч рублей. Однако пользоваться чайником было невозможно: вода после кипячения приобретала непередаваемые вкус и запах.

Как выяснилось, вонючие чайники - вещь вполне распространенная. Настолько, что Интернет пестрит жалобами клиентов и разными рецептами по борьбе с вонью - типа «вода с уксусом», лимон, сода... Но главным считается самый элементарный: кипятить воду в чайнике до тех пор, пока запах не исчезнет. В «нашем» случае хозяйка проделала эту процедуру более 70 раз - но запах все равно оставался.

Факт подтвердился

Редакция взялась за журналист-ское расследование и попыталась выяснить, есть ли возможность защитить потребителей от техники «с душком». Однако в соответствующих органах встретила полное непонимание. Везде были готовы содействовать возврату денег за купленный чайник - но никак не соглашались искать причину запаха. Однако дело было не в деньгах. И покупатель, и редакция, куда был передан чайник со всеми документами, в любой момент могли вернуть затраченную на покупку сумму. А в магазине «Эльдорадо», как нам сказали по телефону, даже рады были бы это сделать - лишь бы покупатель остался доволен. Недаром там ввели практику: ставить штамп на гарантийный талон спустя две недели после покупки - чтобы в случае претензий возврат оформлялся без проволочек.

Тем не менее мы постарались докопаться до сути, что неожиданно оказалось весьма сложным. Лаборатории, в которые мы обращались, готовы были испытывать лишь электрическую часть чайника. От экспертизы запаха они отказывались: нет специалистов, нет техники, а самое главное - нет утвержденных методик, без которых любая экспертиза - просто профанация.  В итоге нам все же помогли в двух государственных организациях - Центре гигиены и эпидемиологии СПб и в «Ростехрегулировании».

Обе структуры - федерального подчинения. Первая - создана специально для проведения исследований, необходимых «Роспотребнадзору», но от петербургского управления этой организации независима. Вторая - бывший Госстандарт - следит за соблюдением государственных стандартов и прочих нормативов практически во всех сферах нашей деятельности.

Результат экспертиз, проведенных при содействии этих структур, однозначен: данный чайник «Мулинекс» к использованию непригоден. Цитируем заключение эксперта: «Вода после кипячения бесцветная, прозрачная, без осадка, имеет неприятный запах интенсивностью 3 балла и привкус». Три балла - это в три раза выше нормы. Изделиям с такими характеристиками один путь - на свалку. Однако для данного чайника путь этот оказался дорогостоящим. Помимо цены самого «предмета» в оплату этого пути пошли деньги на воду и электроэнергию, потраченные, чтобы привести его в божеский вид, а также суммы на экспертизу. В итоге затраты приблизились к 15 тысячам рублей - а результат оказался нулевым. Эксперты лишь подтвердили то, что мы знали и без них: сам факт наличия запаха. Его причины и составляющие нам не назвал никто. Лишь тихонько, «без протокола», мне сообщали о своих подозрениях по поводу вони из чайника: мол, наверняка в пластмассовых деталях использовано вторсырье с неизвестными составляющими...

Спи спокойно, дорогой товарищ

Для того чтобы изъять такой чайник из торговли, достаточно самого факта наличия запаха. Если есть - вон из магазина! Однако в том-то и дело, что в данном случае норматив не срабатывает. Продаваемые в России китайские чайники пахнут сплошь и рядом - и ни одна из организаций, которые обязаны защищать наши носы от вони, а желудки от отравы, меры принимать не спешит. Почему?

Специалисты, проводившие тестирование чайника непосредственно в лабораториях, объясняли: это потому, что запах никакого вреда для здоровья не представляет. Мол, норматив на запахи существует только в связи с тем, что они нам неприятны, а воду из таких чайников употреблять можно вполне свободно. Однако меня эта логика ничуть не успокоила - совсем наоборот. Известно ведь, что микродозы некоторых веществ могут быть столь же опасны, как и килограммы какой-нибудь официальной отравы, что они способны влиять даже на наследственность. К тому же вполне вероятно, что микрограммы пахучих веществ остаются в воде и после того, как наш нос перестает их улавливать.

Защищается только один

Ответственность за качество товара несет его производитель. Контроль за производителем возложен на «Ростехрегулирование» и «Роспотребнадзор». Но что делать, если соответствующий завод находится за пределами России? В этом случае барьер браку должна ставить торговля. Ну а на торговлю вправе воздействовать вышеназванные контролирующие органы: изымать плохие товары из оборота, штрафовать, закрывать отдельные «точки» - правда, только по суду.

Вся система защиты прав потребителей у нас в стране, как оказалось, несколько перекошена. Она разработана в интересах отдельно взятого индивидуума. Теперь совсем несложно вернуть в магазин не понравившийся товар, получить назад потраченные деньги... Однако интересы потребителей в целом - всего нашего общества - представлены крайне слабо. Не потому ли плохих товаров на полках магазинов становится все больше и больше? Ну не хотят наши «органы» связываться с мощными зарубежными концернами - равно как и с мелкими халтурными фирмами.

Показательная смерть

Вонючий чайник так и остался «вещью в себе»: никто не смог - или не захотел - выявить причины поганого запаха. Придя к выводу о полной невозможности избавить покупателей от встречи с вонючим изделием, мы решили наказать хотя бы один отдельно взятый чайник - и устроили ему публичную казнь. В редакцию были приглашены наши коллеги-журналисты, а также специалисты из «Роспотребнадзора», «Ростехрегулирования», Центра гигиены и эпидемиологии, Общества потребителей Петербурга. На круглом столе мы обсуждали, есть ли возможность закрыть наш рынок от некачественных товаров (материалы будут опубликованы в ближайшее время). Ну а в конце - предложили любому желающему «убить» злосчастный чайник любыми подходящими инструментами типа молотка, зубила, долота, ножниц и прочих интересных приспособлений. Что мы и наши коллеги и сделали с большим удовольствием.

Удовлетворения эта акция, увы, не принесла. Проблема-то осталась.

Кстати: «Роспотребнадзор» от участия в обсуждении опять мягко уклонился. Может, стыдно стало?..

Марина ГЛЕБОВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

Я не могу припомнить ни одного случая, аналогичного общемировому скандалу с китайскими игрушками, который был бы инициирован российскими потребителями и органами, их представляющими, - несмотря на всю их силу, мощь и, увы, дороговизну: на их содержание из бюджета тратятся гигантские суммы. А ведь давно общепризнано: Россия превратилась в отстойник для худших товаров, выпускаемых в мире, - наравне с какими-нибудь африканскими странами.

↑ Наверх