Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

Анджелина Джоли спасает мир

Но фильм Клинта Иствуда спасти не смогла

Кристина Коллинз (Анджелина Джоли) живет в Лос-Анджелесе 1928 года, работает на телеграфе и в одиночку воспитывает девятилетнего сына. Вернувшись однажды со сверхурочной, обнаруживает, что дом пуст, мальчика нигде нет и соседи ничего не видели. Полицейский (она позвонила в полицию) усталым голосом советует ей успокоиться и подождать, пока парень вернется сам, однако тот не возвращается, и дело все же заводят. Все так не вовремя: газетчики распоясались, суя нос в полицейские дела, радиопроповедник Биглеб (Джон Малкович) клеймит полицейских коррупционеров со страстью праведника, на носу выборы мэра, и никакие скандалы не нужны. Поэтому пять месяцев спустя мисс Коллинз сообщают, что ее сын нашелся; в сопровождении шефа полиции и кучи журналистов везут на вокзал, на следующий день в газетах появляются фотографии счастливой матери, воссоединившейся с ребенком. Проблема в том, что мальчик не тот. Попытки мисс Коллинз убедить в этом полицию сначала вызывают все то же усталое «не надо нервничать» и «дети в этом возрасте быстро растут», затем раздражение, а потом ее засовывают в психиатрическую лечебницу, где она получает дозу успокоительного и реальное представление о том, как государство управляется с непослушными. Вызволяет ее оттуда преподобный Биглеб, объединившись с которым она затевает беспрецедентный для того времени судебный процесс: в результате слетело много голов, в том числе и голова шефа лос-анджелесской полиции. Мальчика, однако, так и не нашли, зато нашелся серийный убийца, на заднем дворе которого откопали двадцать маленьких трупов.

С возрастом Клинт Иствуд из американского кинобога переквалифицировался в единственного, вероятно, искреннего апологета истинных ценностей, которыми кино теперь уже занято постольку-поскольку. В этом определении нет иронии - любые усмешки разбились бы о то достоинство, с которым Иствуд работает, о его уверенность в том, что добро может торжествовать, зло должно быть наказано; и в том, что может быть совсем наоборот. «Подмена» основана на реальных событиях - реальное противостояние маленькой женщины большой коррумпированной машине Иствуд трактует именно как противостояние добра и зла. Здесь, согласно законам большого американского стиля (а стиль этого фильма таков - честная, подробная, неторопливая драма, хоть и с детективным почти сюжетом, но без тени саспенса), хорошего человека видно сразу, и ублюдок тоже наделен всеми приметами, но без карикатурности. Здесь злодеев наказывают, а добро торжествует. Иствуд опять же единственный, у кого подобный расклад, как правило, не выглядит фальшиво - но только не здесь. «Подмена» - пример того, как очевидный мискастинг может погубить самое выстроенное, самое правильное кино.

Никто не спорит с тем, что Анджелина Джоли - хорошая актриса, но это как раз тот случай, когда амплуа богини прилипает к актрисе не случайно. Конечно, смена амплуа ее заботит; и конечно, всю жизнь она не будет играть femme fatale с умопомрачительным взглядом (хотя Фанни Ардан вот до сих пор играет, и ничего; но, впрочем, это Голливуд, здесь не забалуешь). Возможно, эта смена ей показана, но не столь резкая; впрочем, она и невозможна: Джоли так старательно прячет взгляд, старается быть паинькой, изображая материнскую самоотверженность и истинную скромность, но, как говорил кто-то из великих, глаза не замажешь. И пурпурные губы в пол-лица - оторваться от них решительно невозможно. С первых кадров видно, что эта женщина, конечно, борец, но совершенно другого рода. Судя по многочисленным интервью последнего времени, Джоли намерена отрабатывать образ добропорядочной матери большого семейства, образца благопристойности и посланницы ООН. Нет причин сомневаться в ее искренности, но это совсем не значит, что она должна быть таковой на экране, тем более что ее психофизика говорит этому образу «нет». Так рушится вся композиция, в центр которой просятся Наоми Уоттс или Гвинет Пэлтроу - анемичные барышни, которым не пришлось бы скрывать изначально победительных интонаций.

Недавно Клинт Иствуд заявил о том, что покидает кинематограф - скоро выйдет его последний фильм «Гран-Торино», где главную роль играет он сам. Роль одинокого, малоприятного старика, мизантропа и расиста, который тоже, как это ни странно, проповедует вечные ценности. Говорят, это лебединая песня Иствуда; и, судя по описаниям, кто бы сомневался.

Инга БЕРГМАН

↑ Наверх