Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Бумажные куклы уходят в Интернет

Но пока еще вы можете увидеть бумажных солдат и красавиц из разных эпох в Музее Владимира Набокова

Белокурая красотка Барби в норке и брюликах, знойная кубинка в военной форме, скромняга пионерка Машенька, а также королева Елизавета Вторая, Леонардо ДиКаприо, Мэрилин Монро и Одри Хепберн и даже Владимир Путин... вырезанные из бумаги. В Музее Владимира Набокова открылась выставка «Одень Машу», которая представляет коллекцию бумажных кукол Ирины Соболевой. Серьезная вроде бы взрослая женщина, преподаватель Санкт-Петербургского университета до сих пор, как шутят ее близкие и друзья, играет в куклы.

Впрочем, не одна она. Нас, заигравшихся, много.

Почему так популярны бумажные куклы? Дело, конечно, не только в том, что они самые дешевые из всех игрушек. А в той легкости, с которой можно сотворить себе идеал, придумать фантастический гардероб, менять его с легкостью необыкновенной. Если для обычной куклы нужно шить одежду (а маленькие вещички изготовить еще и посложнее, чем большие), то здесь все просто: придумал, нарисовал, вырезал... Готово!

Тут ничего не стоит идти в ногу с модой.

Выставка небольшая, но ведь и бумажные куколки занимают не много места. Так что тут есть на что посмотреть и над чем поразмыслить.

Вот старинные куклы викторианской эпохи - не плоские, а объемные, почти во плоти! Этих кукол можно не только переодевать, меняя роскошные платья с кринолинами чудовищной ширины, из-за которых к женщине было не подойти ближе чем на метр. Можно менять... лица. Вернее, выражение лица - прилагаются головки: серьезные и улыбающиеся.

А это настоящий раритет - куклы в стиле модерн, созданные по эскизам известного и многими любимого до сих пор художника конца XIX - начала XX века Альфонса Мухи. Змеящиеся рыжие волосы, бледные лица, удлиненные тонкие фигуры - женщины похожи на экзотические цветы.

Нетрудно заметить, что сейчас в моде ретро, как всегда в не слишком благополучные времена, когда мир ищет утешение в прошлом, которое кажется тихой гаванью в сравнении с ураганами настоящего.

На выставке много бумажных кукол в стиле ретро, созданных американскими и европейскими художницами. Да и наряды прошлого века для многих женщин, уставших от джинсов и курток, притягательны: так хочется примерить на себя сложные прически, длинные декольтированные платья с кринолинами и шлейфами.

Бумажные куклы - вроде бы прихоть, безделица, дешевая недол-говечная игрушка. Так, что-то вроде цветочных лепестков или крыльев бабочки. Но они отражают коллективное сознание, массовые вкусы, мечты и кумиров, которых мы, несмотря на заповедь, продолжаем творить.

В наши дни место обычных Машенек и Калинок все чаще занимают звезды из мира шоу-бизнеса, кино, политики, моды.

Звезда выставки - несомненно, бумажный Владимир Владимирович Путин из финского журнала. Изображения экс-президента в последние годы можно встретить на многих выставках, причем не только на фотографиях, но и на живописных полотнах, инсталляциях. Путин - это бренд.

Московские художники Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева сделали однажды 12 портретов ВВП и выпустили календарь «Двенадцать настроений Путина».

Модельер Денис Симачев вот уже несколько лет успешно торгует в  своих бутиках футболками с портретом Путина, обрамленным розочками (две такие майки есть у дочерей президента). Зураб Церетели ваяет Путина в костюме дзюдоиста.

К бумажному премьеру прилагаются различные костюмы - строгий деловой с белоснежной сорочкой и галстуком, кимоно для занятий дзюдо, камуфляж, куртка-парка. И даже футболка с надписью «КГБ».

Сегодня с бумажными куклами произошло то, что происходит с газетами и журналами, - уход в виртуальное пространство, превращение из бумажных в цифровые.

Вот сайт Наташи Королевой. Она - в виде куклы в купальнике. Ее поклонники без конца придумывают для нее различные наряды. Неизвестно, использует ли она идеи своих фанов, но есть очень интересные предложения.

Мэрилин Монро - кумир на все времена. Здесь она со всеми ее самыми знаменитыми платьями. Кто из нас не помнит вот это белое платье из фильма «Зуд на седьмом году» с американской проймой и плиссированной юбкой, которая поднималась каждый раз, когда под вентиляционной решеткой проходил поезд метро?

А вот звезда иного толка - изысканная Одри Хепберн с огромными шляпами и великолепными платьями, сделанными по эскизам самого Сесиля Битона для мюзикла «Моя прекрасная леди»...

Побродив по просторам Интернета, можно встретить множество вполне взрослых людей, которые продолжают с увлечением одевать бумажных кукол. На популярном сайте «В контакте», например, есть группы «Бумажные куклы» и «Dress-ap», которые весьма многочисленны.

Прямая речь

На вопросы «ВП» отвечает Ирина Соболева, хозяйка кукольной коллекции.

- Ирина, как вы дошли до жизни такой? До сих пор играете в куклы... Давно это началось?

- Бумажные куклы пережили даже самые суровые времена. В моем детстве были в основном пупсы. Ну кому интересно с ними играть? Были, правда, и очень дорогие немецкие куклы, но огромные, попробуй их одень. Рисуя же кукол, я могла одевать их по самой последней моде.

Самой старой кукле - сорок два года, она появилась в 1967 году. Есть несколько кукол семидесятых годов из советских журналов «Работница», «Пионер».

Заинтересовавшись всерьез, пошла в Публичку, пересмотрела множество старых журналов, сделала копии с интересных кукол с прилагающимся к ним гардеробом. Собирала и газеты, в которых на последних страницах публиковались развлекательные разделы.

- Я давно пишу о моде, знаю многих коллекционеров костюмов, аксессуаров, игрушек и даже кукол. Но с коллекцией бумажных кукол сталкиваюсь впервые... И выставок подобных не помню. Обычно показывают фотографии, эскизы или уж просто костюм.

- Вы знаете, в Америке таких выставок очень много. И, судя по Интернету, много собирателей. 

- Чем отличались советские бумажные куклы от своих европейских и американских подружек?

- Шедевр художников, работавших в семидесятые годы в журнале «Пионер», - образ девочки Калинки. Я нашла ее сестру в американском журнале той поры - девочку Бетси. Они очень похожи. Но если Калинку учат шить и вязать, то Бетси дают советы по моде и стилю.

Если сравнить наши и кубинские журналы середины шестидесятых, тоже можно увидеть огромную разницу. Кубинские бумажные куклы значительно ярче, раскованнее, привлекательнее.

Зинаида АРСЕНЬЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх