Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

И увольнение в подарок

Спасут ли государственные меры рынок труда?

С минувшей пятницы в России появился сайт, который, пожалуй, в ближайшее время побьет все рекорды по посещаемости. Министерство здравоохранения и социального развития и Федеральная служба по труду и занятости населения РФ запустили, наконец, собственный портал «Работа в России» (www.trudvsem.ru), на котором разместили информацию о вакансиях по всей стране. Причем предварительно специалисты проверили, есть ли такие вакансии на самом деле. Таковых оказалось 760 тысяч из 1,3 миллиона, заявленных первоначально. Теперь каждый человек может посмотреть: нет ли для него работы в другом городе? Если, конечно, сумеет открыть сайт. Я попробовал. Получилось плохо. Видать, уже сейчас столько желающих, что страница зависает. Как будто вся страна ищет работу!

За неделю больше, чем за месяц

Между тем в Петербурге только за последнюю неделю минувшего года число официально зарегистрированных безработных возросло на две тысячи человек. Это больше, чем за весь период с начала кризиса. При этом число вакансий уменьшилось на 13 тысяч!

Вообще если сравнить данные за сентябрь - декабрь, то станет очевидно: последний месяц устроиться на работу потерявшему ее человеку все труднее. В ноябре, по данным Службы занятости, удалось найти новое место 12 тысячам обратившихся за помощью (причем это было больше, чем в октябре). В декабре - только девяти тысячам. Остальные пополнили число безработных. И это при том, что обратилось-то в Службу занятости несколько меньше народу, чем в предыдущий месяц.

Но самое тревожное не это. Все же свободных рабочих мест у нас в городе остается значительно больше, чем не имеющих работы. Но число вакансий снижается слишком стремительными темпами. Если в конце ноября их было 80,8 тысячи, то перед началом последней декады декабря - 70,3, а перед Новым годом лишь 57,6. Если так пойдет, к февралю вакансий станет вдвое меньше. Стало быть, и возможность выбирать у горожан сократится.

А ведь именно к февралю и начнутся основные увольнения. Что и подтверждают данные комитета по занятости. Только за вторую половину декабря более двадцати предприятий объявило о грядущем сокращении 1700 человек. Если учесть, что предупреждать об этом положено за два месяца, а если сокращение массовое (более 20 человек с одного предприятия за месяц), то за три, стало быть именно на февраль - март и придется пик. Все как прогнозировалось.

Также в полном соответствии с прогнозами предприниматели пытаются со своими работниками не расставаться, а переводить их в вынужденные отпуска и на сокращенный рабочий день. Причем если иностранцы делают это официально, то наши прибегают к методам административного давления. И не стесняются в этом признаваться даже губернатору. Заявил же один из руководителей крупного завода на заседании Союза промышленников и предпринимателей Петербурга, что они предложили двум тысячам своих сотрудников написать заявления на отпуск за свой счет и остаться на работе. А те 500 человек, которые не согласились, были уволены.

Мы все ниже работника ценим

Что еще нельзя не отметить, так это откровенную тенденцию снижения заработной платы у тех, кого сокращения пока не затронули. Это становится очевидным, если взглянуть на десятку самых «горячих» профессий в городе. По сравнению с ноябрем в январе сварщикам предлагают среднюю зарплату на две тысячи меньше, подсобным рабочим - на четыре, плотникам - на пять. Меньше хотят платить водителям, грузчикам, продавцам, каменщикам. Только маляры, как ни странно, востребованы больше, чем даже месяц назад. Хотя, возможно, объяснение этому простое. Спрос на маляров сильно возрос в декабре (более 200 дополнительных вакансий). Скорее всего связано это было с тем, что под конец года у нас всегда активно сдают новые дома, торговые и офисные помещения. А стало быть, их нужно привести в товарный вид. Так что на рынке этой специальности ощущалась резкая нехватка кадров. Вот зарплаты и взлетели. Скорее всего так же благополучно они в ближайшие месяц-два и упадут. Ведь число вакансий уменьшилось по сравнению с декабрем вдвое.

На рынке труда «белых воротничков», который посыпался раньше, ситуация несколько отличается. Тут как раз средняя зарплата по «горячим» профессиям растет. Фактически лишь воспитатели детских садов, бухгалтеры, охранники да страховые агенты сколько получали, столько и будут. А вот инженеры начинают цениться дороже тысячи на две. Правда, запрашивают их теперь на треть меньше, а требования - выше. Выросла средняя заработная плата по вакансиям у врачей и медсестер, у менеджеров и консультантов.

Вообще работодатели все чаще начинают прибегать к увольнениям как средству понижения зарплаты или увеличения нагрузки на работника. То есть человеку предлагают: соглашайся на снижение ставки или увеличение продолжительности рабочего дня, иначе мы тебя уволим. Если работник новые условия не принимает, его выгоняют. Причем народ у нас такой: ему предлагают уйти по собственному желанию - он и уходит. А раз так, предприятие смело может выставлять освободившуюся вакансию на рынок, указав в ней более низкую зарплату.

Ну и конечно, все в больших масштабах восстанавливается работа не по трудовой книжке, а по договору, при этом краткосрочному. Уволить человека, а потом взять его назад уже на договорной основе - святое дело. И дело даже не в том, что ему можно не платить отпускные. Главное, если договор возобновляется каждый месяц, то и условия его можно также часто пересматривать. Экономия!

Остались без работы? Откройте свой бизнес!

В общем, цивилизованность рынка труда быстро скатывается на уровень девяностых. А что в этих условиях предлагает нам государство? Снижение квот на ввоз иностранной рабочей силы - это даже не смешно, поскольку ни для кого не секрет, что в большинстве своем гастарбайтеры у нас - нелегалы. Оплата переезда безработных в другую местность, где есть потребность в кадрах? Программа существует уже не первый год, но пользуются ею от силы несколько тысяч человек по всей стране, и то в основном для получения временной работы. Да и потом сокращения-то идут везде. Чего же куда-то ездить, даже если тебе до 60 тысяч обещают?

Тем более деньги дают задним числом. Сперва тебе нужно самому оплатить переезд и жилье, а уж потом ждать, когда государство компенсирует. Так что расчеты Роструда на то, что программой воспользуются 80 тысяч человек, представляются ненаучной фантастикой.

Последний «писк моды» - это предоставление госсубсидий безработным для открытия своего дела. Петербургские власти в 2009 году обещают до 100 тысяч рублей тем безработным, которые захотят заняться бизнесом. Не живыми деньгами, конечно, - оплатой аренды и разного рода услуг. Считается, что оставшийся без работы инженер или менеджер пойдет искать себя в предпринимательстве скорее, чем отправится убирать улицы. Посмотрим. Пока можно только сказать: по линии Службы занятости, где программа помощи безработным в создании собственного дела действует с 1994 года, за все время было создано лишь 2000 малых предприятий с тремя тысячами работающих.

Юрий Звягин

Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА

↑ Наверх