Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Вспомним блокаду

«К осени у нас было немного картошки»

В 1941 году я учился в школе № 98, а когда началась война, мне было 11 лет. Жили мы с братом и матерью в Озерках, где я и сейчас живу.

Отец в начале июля был мобилизован в армию, а мать работала трамвайным кондуктором и проработала им до пенсии. Из военных эпизодов помнится бомбежка в сентябре 1941 года. Мы с братом возвращались из города от знакомых - нам надо было ехать на трамвае 20-го маршрута. Была воздушная тревога, трамваи не ходили, а мы сидели в вагоне трамвая на площади Искусств (там тогда было кольцо этого маршрута). И вдруг всех привел в ужас звук падающей бомбы. Эта была та бомба, которая попала в дом на углу улицы Ракова и набережной Фонтанки, совсем близко от площади Искусств...

В сентябре наша школа не начала учебный год - начались трудные времена. Продовольственный паек сокращался с каждым месяцем. В январе 1942 года мать слегла, и ходить в магазин за скудным пайком, оформлять разные справки и получать карточки приходилось нам с братом. Надо сказать, что в 1941 - 1942 годах особых бомбежек и обстрелов в Озерках не было, но голод был. До сих пор не могу понять, как нам удалось пережить первую блокадную зиму.

Ужасов нам пришлось пережить много - помню, как на пути в магазин в Шувалово, где находились ближайшие магазины, лежали трупы, а за сараем у железнодорожного магазина лежала мужская голова без туловища... Видел я и дикую сцену - мужчина вырвал у женщины только что полученную пайку масла, побежал и на ходу стал ее есть. Его догнали, повалили, стали бить ногами... Что с ним стало - не знаю, но масло он успел съесть. Были и другие подобные случаи.

К весне мать стала ходить - в начале апреля все трамвайные работники кололи лед, чтобы могли ездить трамваи. И к середине апреля трамваи начали ходить.

Когда сошел снег, брат пошел в деревню, где мы раньше жили. Хотел накопать картошки и немного накопал ее, но, видимо, съел сырую. Его сразила болезнь желудка, и в начале мая он умер.

Весной матери на работе выдали ростки картошки - такие малюсенькие с кусочком клубня, но многие прижились, и к осени у нас было немного картошки. А осенью 42-го начались занятия в школе - я пошел учиться в 5-й класс. Продовольственную карточку сдавал в школьную столовую, и нас кормили утром и днем, после занятий.

Весной 1943-го, после окончания учебного года, нас послали на работу в совхоз «Бугры». Лагерем нашим руководила наша учительница Софья Павловна Чернина. Работали мы довольно напряженно, до середины сентября. Питание в лагерной жизни было получше, чем в городе. Самое главное произошло осенью - нас наградили медалью «За оборону Ленинграда». А следующий учебный год прошел уже в менее грозной обстановке - 27 января 1944 года мы с классом были на салюте на Марсовом поле. Летом 44-го года мы с классом опять работали в совхозе - на этот раз поля были ближе к городу - там, где сейчас находятся улицы Луначарского, Художников и другие... 

Эйно Иванович Лонги

↑ Наверх