Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

Юрий Мамин: Счастье не в деньгах, а в белых обезьянах

В прокат выходит новая полнометражная лента «Не думай про белых обезьян»

Накануне премьеры известный режиссер Юрий Мамин, снявший «Окно в Париж», «Фонтан», «Бакенбарды» и «Праздник Нептуна», встретился с публикой в клубе «Буквоед» на Восстания».

- У нас, без сомнения, победила массовая культура, - начал разговор режиссер. - Кино, как и театр, как и полки в книжных магазинах, завалено криминалом и гламуром. К искусству это все имеет мало отношения. Так сейчас не только у нас, но и по всему миру. Однако Россия всегда выгодно отличалась от всех остальных и удовлетворяла всеобщие духовные потребности. В Голландии был проведен такой опыт: попробовали кормить поросят некачественной, очень плохой пищей. И, когда они выросли в больших свиней, они отказались есть хороший корм - привыкли к этому барахлу. Так же точно происходит и с нашим зрителем. Его уже десять, пятнадцать лет пичкают развлечениями. На этом и выросли наши молодые люди. На Западе у людей хотя бы есть возможность выбирать. Поэтому я, в общем, перестал ходить в кино. Хожу только на фестивали. В обычных кинозалах публика меня не очень устраивает: не люблю, когда во время сеанса жуют попкорн, зевают, разговаривают по телефону и хлопают дверьми. А те люди, которые готовы были после кинопоказа обсуждать фильм вплоть до закрытия метро, попрятались по домам и смотрят там по видео то, что им нравится.

Вопросов из зала так и не удалось дождаться: гость говорил много и без того, вероятно полагая, что охватывает все возможные аспекты.

Наконец перешли к главной теме - к новому фильму.

- Наверняка вы знаете, что есть такая восточная притча. Один молодой человек хотел стать ясновидцем и открыть у себя третий глаз. Для этого он попросил совета у мудреца, и мудрец велел ему не думать о белых обезьянах. Конечно, у молодого человека не думать о них не получилось, и с этого осознания, собственно, началось духовное становление. Главный герой картины - молодой предприниматель Вова Смородинов. Это человек, который обладает жилкой бизнесмена. Но у него нет духовной составляющей: он не понимает, как можно быть счастливым без денег. А мы знаем, что таких людей сейчас много. И судьба сталкивает его с людьми, которые представляют собой художественную богему, верней - нищих маргиналов. Они все сбежали из психушки. Среди актеров, исполняющих эти роли, - Алексей Девотченко, Анвар Либабов. Анвар в этом фильме не произносит ни одного слова, и даже на губах у него висит маленький замочек, - но от этого он нисколько не теряет в выразительности.

Из других примечательных особенностей фильма Мамин назвал самих белых обезьян, которые выполнены с помощью компьютерной графики. Это, сообщил режиссер, не просто спецэффект, а элемент художественной правды, как в фильмах «Форест Гамп» или «Зеленая миля». Кроме обезьян в ленте появляются персонажи Брейгеля и Босха. Правда, с притчей прямой связи не получается: там обезьяны предстают как образ суетного мира, от которого почти невозможно отвлечься для мыслей о горнем. Тут, похоже, наоборот - белые обезьяны всячески отвлекают бизнесмена Вову от денег и переключают его внимание на искусство. Тут уж получается как-то в духе последних книг Пелевина: денежные отношения оказываются высшей метафизикой, а вот искусство и другие занятия - суетной надстройкой. Правда, режиссер явно имел в виду не это.

- Вот такая картина, - подвел итог Мамин. - Мы в ней рассматриваем искусство и предпринимательство и пытаемся сделать вывод: что важней? Дело в том, что меня всегда привлекала социальная сатира, критика несовершенного общества. Мне казалось, что она оздоравливает общество. Так вот, сегодня мне кажется, что в обществе возникли новые ценности: деньги. Для России это не очень характерно. Для нас всегда важна была литература, и поговорка «не в деньгах счастье» тоже не зря была придумана именно в России. И мы - те, кто, надеюсь, придет на премьеру, - должны поддерживать ценности старые и пытаться возвратить тех выплеснутых вместе с водой младенцев, которые необходимы для полноценной культурной жизни. Пусть это будут белые обезьяны, о которых мы должны постоянно думать.

Подготовил Федор ДУБШАН

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх