Лариса Малеванная: актер — это стало пошло
Она вошла в историю театра как первая актриса, сыгравшая роль Кати в пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Это ей принадлежит финальный крик «Я скучаю по тебе, Митя!», который стал уже афоризмом. Этой реплики не было в пьесе, она родилась у актрисы на одной из репетиций, и драматург ввел ее в канонический текст. И до сих пор люди, видевшие постановку Геннадия Опоркова, вспоминают пронзительный, отчаянный крик героини Малеванной.

Она много снималась, много сыграла ролей в театре, преподавала в Театральном институте, ставила спектакли, писала статьи. Год назад Малеванная ушла из БДТ, и накануне юбилея захотелось узнать, чем же занята легендарная актриса сейчас, чем она «дышит», каковы ее планы на будущее.
Актер должен играть, а не говорить
- Лариса Ивановна, как получилось, что год назад вы ушли из БДТ, где проработали тридцать лет?
- Я могу ответить на это очень просто: надоело. Раньше я думала, что человек должен жить разумом, но теперь поняла, что жить надо интуицией, человек должен чувствовать, когда ситуация исчерпана и не дает питания и развития. Мне давно уже нужно было уйти оттуда. Я ни с кем там не поссорилась, Темур Чхеидзе даже не отпускал меня, говорил, как он ко мне хорошо относится. Но при этом почти за двадцать лет в БДТ он не занял меня ни в одном спектакле, а я не очень-то и стремилась у него играть. Мы слишком разные: он лунный человек, с трагическим мироощущением, а я по природе человек солнечный, оптимистка, во всем нахожу хорошее, хотя бываю сердитой, как сейчас, потому что устала от интервью, связанных с юбилеем. Я вообще-то не люблю давать интервью.
- Почему? Разве вам нечего сказать своим зрителям?
- Все, что мне хотелось сказать, я сказала в своих ролях, а сейчас в своей книжке. Я считаю, что актер должен играть, а не говорить. Публика, когда они все вместе, - такая умница, они так чутко реагируют на то, что происходит на сцене. И бывают моменты настоящего счастья, когда зал затихает и он у тебя на ладошке, ты с ним делаешь что хочешь, и они тебе покоряются. Но вот если вступать в диалог с отдельными зрителями, то они тебе такую чушь говорят, что это выдержать невозможно.
Писать книгу мне посоветовал Гафт
- Как вы решили написать книгу «Горошина в шкатулке», которая вышла в издательстве «Балтийские сезоны»?
- Меня к этому вынудили. Моя подруга уговаривала писать, Гафт посоветовал, издатель Елена Алексеева предложила. Я сомневалась, имею ли я право и получится ли у меня, но под давлением это сделала. В книжке я из своей вредности ни слова не написала ни о театре, ни о кино, как все ждали. Я писала о том, что мне интересно. В моем возрасте проблема самовыражения, потребность в том, чтобы заметили и похвалили, уже отсутствует. Уже другие приоритеты. Понимаешь, что выходишь на финишную прямую и эта прямая может быть длинной, а может оборваться завтра.
- Но вы же не ушли из своей профессии?
- Я ушла из БДТ отчасти и для того, чтобы немножко полениться, но у меня сейчас столько работы, как никогда. Множество самых разных и неожиданных предложений. Допустим, мне предложили поставить спектакль в Краснодарском театре, а режиссер Андрей Максимов предложил мне сыграть все, что хочу, в Красноярском театре, где я когда-то начинала. У меня никогда не было мечты и я не болела никакой ролью, но, подумав, остановилась на пьесе «Странная миссис Сэвидж». Это замечательная роль, ее играли знаменитые актрисы, и почему бы мне тоже не попробовать ее сыграть. В кино очень много предложений. А написанный мной сценарий «Василий и Норочка» сейчас утвержден в Москве на студии «Мелофильм», по нему будет снимать фильм режиссер Константин Худяков.
- А вы ведь сами по образованию режиссер. Как случилось, что вы поступили не на актерский?
- Я приехала из провинциального Краснодара посмотреть, как поступают в театральный институт. Я знала, что провалюсь, но хотела понять, как мне готовиться, чтобы поступать через год. На актерский прием был только до 22 лет, а мне уже был 21, и потому я не стала даже пробовать. А на режиссуру принимали до 36, так что я решила, что у меня много времени, чтобы пытаться поступить, пошла и... поступила с первого раза. Так что на режиссуру я поступила от трусости.
Мои дети не видят во мне артистки
- А как ваша семья, сын и внуки, относятся к вашему творчеству?
- Мама и бабушка - это человек, который варит суп, печет блинчики и ставит горчичники, мои дети не видят во мне артистки. Вот, например, я приглашаю семью на спектакль «Черная комедия» в БДТ - это моя последняя роль. Я была уверена, что мои дети придут и наконец-то поймут, какая же я артистка. Они пришли, посмотрели, и на следующий день сын звонит: «Мама, спасибо тебе большое, спектакль замечательный, нам все очень понравились, а особенно электрик». Я говорю: «Да, Изиль Заблудовский - замечательный актер, а как вам другие?» - намекая на себя, а он делает вид, что не слышит. Я не выдерживаю, спрашиваю прямым текстом: «А мамашка твоя тебе как?!» - «Мама, ну я же сказал, вы все очень хорошо играете, но особенно электрик!» Вот так реагирует моя семья на мои спектакли.
- Ваши внуки не пошли по творческому пути?
- Слава богу, нет. Старшая внучка Света живет в Москве, средний внук Миша уже женат, и у него маленькая дочка Лиза, так что я - прабабушка. А младший - Стас - учится в Университете на восточном факультете, в этом году будет диплом защищать.
- А современные театр и кино вам интересны?
- Я много видела, и меня трудно удивить. Из театра ушло самое главное качество - задушевность, я не знаю, можно ли сейчас в театре чему-нибудь умилиться. Вы приходите, и вас сразу ослепляют, оглушают, обескураживают вычурностью режиссерских приемов, постановочных эффектов, и вы сидите и думаете: «О, сильно, талантливо, но лучше я пойду домой». Я всегда едва досматриваю только до конца первого акта. Но театр не умер, он гнездится в таких местах, где его и не ожидаешь встретить. Я видела потрясающий спектакль «Кусака» по рассказу Леонида Андреева Лиепайского детского театра «Балаганчик» в постановке Юрия Зиновьева. Вот где был театр! Человек сделал жемчужину, отдал кусочек сердца, но ведь этого никто не увидит, а смотрим мы всякую залепуху. Того, кто громче, ярче и у кого рекламы больше. У меня вообще мысли были завязать с актерской профессией, потому что она мне уже не кажется такой благородной, как казалась раньше. Актер - это стало пошло.
Беседовала Виктория АМИНОВА, фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов