Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Мария Аронова: мечтаю о трагической роли

В декабре в наш город приезжал на гастроли Театр им. Евг. Вахтангова. В его труппе немало блестящих актеров, и одна из самых ярких звезд - Мария Аронова. Массовый зритель знает ее, как водится, по фильмам и сериалам, но кто не видел Аронову на сцене, много потерял. Она - из тех, теперь уже редких, актеров, которые действительно умеют «держать» зал, из тех, на которых имеет смысл смотреть даже в совсем не шедевральных спектаклях.

О работе

- Недавно вы снялись в комедии «Тариф «Новогодний» и вообще часто снимаетесь в новогодних комедиях. Кем себя чувствуете - Снегурочкой? Доброй феей?

- Нет, скорее Матушкой Зимой (смеется). Снегурочкой была лет тридцать назад.

- Играли на елках в студенческие годы?

- Было не до елок. На первом курсе я родила, на втором уже играла в театре. Когда моему сыну было четыре года, осталась совсем одна: с отцом моего сына мы расстались, мама умерла, мой отец снова женился... Так что в елках никогда не участвовала. Зато каждый год 31 декабря у меня спектакль. В нашем театре такая традиция: сначала много лет играли «За двумя зайцами», последние годы - «Мадемуазель Нитуш». Но - спасибо театру - 31-го спектакли начинаются в 17.00: есть время приехать домой, переодеться, сделать прическу и встретить Новый год.

- Некоторые спектакли с вашим участием действительно идут много лет. Есть ли какой-нибудь секрет, оберегающий актера от заштампованности, ощущения рутины?

- К каждой роли есть ключики. Но часто спектакли разваливаются из-за вводов, вообще сложно спектаклю за много лет не обрасти ненужными деталями. Чтобы этого не произошло, у спектакля должен быть хранитель - я имею в виду режиссера. Я никогда не волнуюсь за спектакли Владимира Иванова, потому что он присутствует практически на каждом.

- Владимир Иванов, конечно, ваш любимый театральный режиссер.

- Да, это мой творческий отец.

- А в кино есть любимые режиссеры?

- В кино - сложнее. Действительно серьезной работы у меня было мало. Счастьем было сниматься у Станислава Говорухина. Всегда добрым словом вспоминаю Сережу Урсуляка: он разбирается в актерской «кухне», потому что сам актер и просто - очень хороший человек. С Сергеем Арлановым, который снимал «Солдат», с удовольствием бы встретилась в большом кино. Самые добрые воспоминания у меня о работе в Киеве над фильмом «Кушать подано, или Осторожно, любовь!», который снимал режиссер Максим Паперник.

О мечтах

- Хотели бы сыграть драматическую, а может, и трагическую роль?

- Конечно, мечтаю о такой роли. Но, к сожалению, я инертный человек, я - человек в ожидании...

- Ну, актерам вроде бы и положено ждать...

- Не скажите. Например, вот моя подруга Светлана Крючкова - создала свой театр, выступает с чтецкими программами. Юлия Рутберг сама, своим горбом сделала моноспектакль. Ирина Апексимова ищет спонсоров, режиссеров. Я уж не говорю о мужиках... А я - сижу, жду. Надеюсь, дождусь.

- В конце года вы предстали перед зрителями в роли телеведущей на канале «Домашний». Это ради заработка или ради интереса?

- Да нет, какой же здесь интерес? Ты - говорящая голова: приходишь, тебя причесывают, гримируют, дают в руки текст. Вот если бы у меня была авторская программа - тогда было бы интересно. Я думаю об этом, но пока некогда.

О жизни

- Мария, любите бывать в нашем городе - или все равно так заняты, что ничего не успеваете посмотреть?

- Санкт-Петербург - один из первых городов, куда я выехала из Москвы. Я очень его люблю и чувствую себя здесь как дома. Город ассоциируется с людьми: у меня в Петербурге много близких друзей, хотя познакомились мы... на Волге, где я люблю отдыхать.

- Вы часто говорите, что любите рыбачить. Удается только летом, на Волге?..

- Иногда мы не выдерживаем: на ВДНХ есть зимняя рыбалка, правда, это довольно дорого. У нас, кстати, Сима - рыбак. В отличие от сына она любит природу. Вообще это счастье, что есть у нас второй ребенок. Парень-то взрослый уже. Он к нам, конечно, обращается, но так - за советом, за деньгами (смеется). Сима очень добрая, отзывчивая, любит делать подарки. Вот недавно пришли они с отцом домой с прогулки, смотрю - что-то за спиной прячет. Оказывается, уговорила папу купить мне торт. Вообще я о ней долго могу рассказывать (смеется).

- Вы хотели бы видеть свою дочь актрисой?

- Сейчас рано говорить, но человечек она артистичный. На сцене она пока не играла, но хорошо понимает актерскую задачу. Когда мы ее фотографируем, часто просим изобразить несчастного ребенка или злого ребенка. Она это прекрасно делает. Кем она будет - не важно, но я хочу, чтобы она получила хорошее образование. К сожалению, сама я не любила учиться, и это от меня унаследовал сын. Серафима, кажется, характером в отца, она более усидчивая.

- Вы производите впечатление домашнего человека. Часто ли удается побыть дома, с семьей?

- Когда работаю, конечно, не очень часто. Но у меня есть четкое время для моей семьи - отпуск. Половину июля и весь август я провожу с ними, хотя многие считают меня сумасшедшей: летом, дескать, самая работа.

- В спектакле «Дядюшкин сон», одном из тех, что привозили в Петербург, ваша героиня талантливо играет в жизни. А вы играете в жизни - или только на сцене?

- В жизни - никогда. Работу я оставляю на работе, как человек любой профессии, сантехник, например. Но это только меня касается, у всех по-разному. Я знаю немало актеров, которые и в жизни всегда пытаются создать какой-то «образ себя». Это вопрос не таланта - среди них есть и прекрасные актеры, - а гармонии. Человек защищает себя таким вот образом, это не хорошо и не плохо.

Досье

Родилась в подмосковном городе Долгопрудном. После школы поступила в Театральное училище им. Щукина. На втором курсе училища была приглашена в Московский академический театр им. Евг. Вахтангова Аркадием Кацем, который ставил здесь «Женитьбу Бальзаминова» А. Н. Островского. Училище окончила в 1994 году, а в труппу Театра им. Евг. Вахтангова принята в 1992-м. Ведущая актриса театра. Среди театральных работ - Проня («За двумя зайцами»), Марья Александровна Москалева («Дядюшкин сон»), императрица Екатерина II («Царская охота»), Клеантида («Амфитрион»), начальница монастырского пансиона («Мадемуазель Нитуш»). Играет и в антрепризных спектаклях.

Лауреат Государственной премии РФ имени К. С. Станиславского (1994, за роль Екатерины II в дипломном спектакле «Царская охота»), премии «Хрустальная Турандот»-1997 (за роль Прони в спектакле «За двумя зайцами»).

Дважды лауреат премии «Чайка» за лучшую женскую комедийную роль сезона «Улыбка Ж» (1998 - «Амфитрион», 2005 - «Мадемуазель Нитуш»). Лауреат премии российских деловых кругов «Кумир» в номинации «Надежда года» (1999, «За двумя зайцами»), Театральной премии газеты «Московский комсомолец» в номинациях «Лучшая женская роль» и «Лучший женский тандем» в категории «Полумэтры» (2005, «Мадемуазель Нитуш»).

В кино дебютировала в 1995 году в фильме Сергея Урсуляка «Летние люди» по пьесе М. Горького «Дачники». Снималась в фильмах и сериалах «Клубничка», «Солдаты», «Юрики», «Московские окна», «Андерсен: Жизнь без любви», «В ожидании чуда», «Артистка», «Приключения солдата Ивана Чонкина», «Тариф «Новогодний» и других. В 2007 году за роль Муси в фильме «Артистка» была удостоена премий «Золотой орел» и «Ника» (в номинации «За лучшую женскую роль второго плана»), приза за лучшую женскую роль на Открытом российском кинофоруме «Амурская осень» (совместно с Евгенией Добровольской).

Заслуженная артистка России.

Замужем. Сын Владислав - студент 2-го курса Щукинского училища, дочь Серафима - дошкольница.

Беседовала Татьяна КИРИЛЛИНА

↑ Наверх