Газета выходит с октября 1917 года Saturday 5 апреля 2025

Прошло 65 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда

900 дней ада. Какими они были? Сами блокадники до сих пор не могут объяснить, откуда у них брались силы ежедневно, ежечасно, ежесекундно побеждать голод и страх. Говорят, что иногда даже исчезала надежда на лучший исход. И признаются, что зачастую от отчаяния их спасал... режим. Сила духа концентрировалась на том, что сейчас, в эту минуту, надо встать и идти, надо что-то делать. Дни проходили точно по расписанию. И было даже не важно, чем руководствовались люди - собственной сознательностью или безапелляционными приказами правительства и командования, грозившими за нарушение наказанием по законам военного времени. А таких документов, регламентирующих жизнь горожан, было предостаточно. И в их формулировках не было ни слова о благополучии обывателей или об облегчении их положения. Хотя в комплексе их выполнение стало немалым вкладом в спасение города.

Первым был приказ начальника гарнизона города Ленинграда генерал-лейтенанта Попова «Об обеспечении общественного порядка и государственной безопасности в гор. Ленинграде» от 27 июня 1941 года. Он предписывал: установить время работы для учреждений и организаций местного и областного значения с 8.30, союзного и республиканского значения - с 9.00; театрам, паркам, кино, клубам и другим зрелищным предприятиям свою работу заканчивать не позднее 22.45; торговым предприятиям, предприятиям общественного питания и предприятиям коммунального обслуживания заканчивать работу в 22.45; воспретить движение по Ленинграду легкового транспорта и пешеходов с 24.00 до 4.00, за исключением имеющих специальные пропуска.

Следующим было решение исполнительного комитета Ленинградского областного и городского Советов депутатов трудящихся «О дальнейшем укреплении революционного порядка в г. Ленинграде и пригородах», которое запрещало с 25 августа 1941 года пребывание граждан на улицах Ленинграда, городов Красногвардейска, Слуцка, Пушкина, Колпино, Петергофа, Ораниенбаума и населенных пунктов Ораниенбаумского, Красногвардейского, Слуцкого, Красносельского и Тосненского районов без установленных пропусков с 10 часов вечера до 5 часов утра.

Следующим приказом по гарнизону гор. Ленинграда об укреплении революционного порядка запрещалось всякое уличное движение автотранспорта с 23.00 до 5.00 и устанавливалось время окончания работы для зрелищных предприятий - в 21.00, для торговых предприятий, предприятий коммунального обслуживания и общественного питания - также в 21.00. Такой же регламент вводился внутри каждого учреждения, организации и предприятия. Мало того, горожане привлекались к трудовой повинности по строительству укреплений, по уборке и по очистке города. Причем все трудоспособные. Без исключений. Иждивенцев мобилизовывали на 8 часов в день, трудящееся население загружали на 2 или 3 часа до или после работы. Мизерные нормы хлеба при этом не прибавлялись.

Журналисты «Вечернего Петербурга» попросили блокадников рассказать о том, как начинался и как заканчивался их день в осажденном городе.

Формально блокадники так и не были отомщены в судебном порядке. Количество жертв и то, что происходило в Ленинграде в период блокады, советским правительством тщательно скрывалось от советской же и международной общественности. О трагедии в Ленинграде не было сказано ни слова в нотах наркома иностранных дел Молотова, адресованных народам союзников для мобилизации среди них общественного мнения для более активной борьбы с гитлеровской Германией. А в Нюрнбергском процессе ленинградская тематика присутствовала в числе прочего, на не - как должна была - самостоятельной темой. Поскольку тщательный разбор событий вскрыл бы не только преступления гитлеровцев, но и преступную халатность и злоупотребление должностными обязанностями советского руководства, в Нюрнберге были представлены данные о разрушениях, причиненных Ленинграду и пригородам, но не о количестве жертв.

Надо отметить, что именно советская делегация осенью 1948 года внесла предложение принять во Всеобщую декларацию прав человека норму, запрещающую использование голода в качестве метода ведения войны.

Редакция газеты «Вечерний Петербург» благодарит за помощь в подготовке этого номера Санкт-Петербургскую общественную организацию «жители блокадного Ленинграда», Санкт-Петербургское отделение Союза художников России, администрацию завода им. Козицкого, пресс-службу ГУ МЧС по Петербургу, пресс-службу УФСБ по Петербургу и Ленинградской области, отдельная благодарность сотрудникам архива УФСБ по Петербургу и Ленинградской области.

Спасибо читателям за воспоминания о блокаде.

Материалы подготовлены Михаилом Телеховым и Людмилой Клушиной.

 

↑ Наверх