Врачом так и не стала
Петерсон (в девичестве Вашил) Флорентина Августовна. Судья республиканской категории по лыжам и легкой атлетике. За спортивную деятельность и судейскую работу награждена 166 грамотами, дипломами и знаками отличия. Когда началась блокада, ей было 18 лет.
- Самый страшный голод я пережила, будучи студенткой медицинского факультета Ленинградского государственного университета. В 1942 году потеряла отца и мать. Отчислилась из ЛГУ. Врачом так и не стала. В августе 1942-го была призвана в МПВО 352-го батальона Петроградского района. После войны работала инспектором пожарной охраны на Монетном дворе.
Вначале мы не были военизированным подразделением (бойцам МПВО надели погоны в 1943 году. - Ред.), но жили на казарменном положении. И довольство у нас было почти военное. На пожар ездили в брезентовых комбинезонах, зимой надевали ватники. Форму получили позже.
Подъем был в 7 утра. В 7.30 начиналось построение. Нас вызывали по спискам и назначали на работы.
В 9.00 был завтрак. Потом шли выполнять задание. Если работы не было - учились пожарному делу.
С 13.00 до 15.00 обедали и отдыхали.
К 19.00 шли на ужин. Потом - в казармы. У меня был патефон и пластинки Апрелевского завода. Мы их заводили и танцевали с девочками.
В 23.00 - отбой. По тревоге могли поднять в любое время дня и ночи.
Кроме этого, нам ежедневно давали по пол-литра соевого молока. Откладываю сахар. Потом поменяю его на повидло.
Флорентина Августовна рассказывала все это по-военному быстро и, увидев, что нам не хватает подробностей, предложила пролистать дневник, который она вела в дни блокады. Он был не менее лаконичным. Тем не менее мы выбрали описание от 28 августа 1942 года.
Товарищ Вашил третий день на службе в МПВО:
«Сегодня в 9 часов завтрак: щи, каша пшенная 200 г, 10 г масла сливочного, 18 г сыру, 200 г хлеба.
В 11.00 поехали на работу на улицу Ленина. Там бомбежкой выбило все стекла. И мы заколачивали окна досками.
К 13.00 шли на обед: борщ, 120 г колбасы с 300 г картофеля, 200 г хлеба. После обеда отдохнули и пошли на занятия. Изучали пожарное дело. Изучали специальную технику. Слушали политинформацию, делали стенгазету.
В 19.00 ужин: щи, 150 г чечевичной каши, 200 г хлеба, 10 г сливочного масла, 18 г сыру».
Отец Флорентины Вашил служил связистом в Красной армии. Он обеспечивал связь гарнизона с Большой землей. Радиостанция находилась в подвале Русского музея. Дочь носила ему на работу хлеб. В самом начале февраля Август Вашил дежурил у радиостанции. С ним случился сердечный приступ. Сослуживцы вызвали медиков. Те отвезли его в гостиницу «Европейская», где был оборудован госпиталь. Но бросили на носилках прямо в промерзшем коридоре. Там он скончался.
Материалы подготовлены Михаилом Телеховым и Людмилой Клушиной
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов