Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Александр Сокуров просит оставить в покое военные академии

Так случилось, что с замыслом петербургского режиссера первыми познакомились немецкие журналисты. Это произошло 17 января в Дрездене, во время встречи премьер-министра Владимира Путина с главными редакторами ведущих германских СМИ.

«Мне кажется, это очень интересная работа в абсолютно гуманитарной области, вообще не связанная ни с экономикой, ни с бизнесом, ни с политикой. Это все-таки нечто такое, что лежит в основе духовной близости Европы, России и Германии», - обратился российский премьер к немецким журналистам.

Александр сокуров не верит в дьявола

21 января в БИА Сокуров представил своего «Фауста» петербургским СМИ. Фильм станет завершением тетралогии, в которую входят «Молох», «Телец», «Солнце».

«Эта лента, задуманная вместе с остальными много лет назад, подведет итог всему циклу. Когда-то я хотел выпустить все четыре фильма одновременно, но это было невозможно. После «Фауста» зрители наконец смогут судить, почему и для чего сняты предыдущие картины и каков общий замысел тетралогии», - заявил режиссер.

Напомним, что главными героями предыдущих частей тетралогии были Адольф Гитлер, Владимир Ленин и японский император Хирохито. На вопрос одной журналистки о том, кто же станет главным героем «Фауста» (быть может, сам Дьявол?), Сокуров ответил: «Я не верю в существование дьявола. Дьявола нет, но есть человек, который порой может пасть так низко, что становится воплощением зла. Фильм о том, что всегда есть возвышенные души, похожие на нежных ангелов, и всегда есть падшие люди. И о противостоянии между ними».

Съемки будут проходить в четырех странах: в Германии, Италии, Исландии и Ватикане. Если необходимость проведения съемок в Германии не вызвала никаких вопросов, то выбор Ватикана и Исландии поначалу удивил.

По словам Сокурова, Исландию он выбрал потому, что был поражен ее пейзажами - какими-то потусторонними, мистическими. Они идеально вписываются в замысел картины.

Но почему же Ватикан? Сокуров пояснил, что Ватикан привлек его как «очень намоленное место».

Продюсер Андрей Сигле, также присутствовавший на пресс-конференции, подчеркнул, что позволение властей Ватикана снимать на его территории «Фауста» должно восприниматься как выражение доверия и уважения к режиссеру. И кроме того, свидетельствует о понимании ватиканскими властями того значения, которое имеет проект для всей европейской культуры.

Но в фильме предполагается использовать не только натурные съемки. Увы, современные немецкие города так изменились, что их пейзажи не соответствуют режиссерскому видению «Фауста». Именно поэтому им придется, по словам Сокурова, «сотворить целый мир». Для фильма построят множество декораций - целые города, сошьют тысячи костюмов. Уже сейчас создаются эскизы, идет поиск грима. Постоянные партнеры Сокурова по многим фильмам - художник-постановщик Елена Жукова и художник по костюмам Лидия Крюкова - в данный момент погружены в исторические исследования, необходимые для того, чтобы воссоздать эпоху с наибольшей точностью и выразительностью.

Русского языка в фильме не будет

Александр Сокуров задумал снимать «Фауста» на языке оригинала. Сейчас как раз идет работа над переводом сценария, написанного Юрием Арабовым, на немецкий и английский языки.

В фильме будут заняты более тысячи актеров. Но среди них - ни одного русского. Это принципиальное решение режиссера: «Я очень рассчитываю на немецкую классическую театральную школу. К сожалению, таких актеров мирового уровня, как в Германии, в России сейчас очень мало. Я также уверен, что оператором картины должен быть европеец, это требуется для более глубокого проникновения в культуру».

Сейчас полным ходом идут переговоры с европейскими актерами. Кроме того, есть несколько кандидатур из Голливуда. Правда, Александр Николаевич не разрешил своему продюсеру назвать имена кандидатов, Андрей Сигле лишь пошутил, что среди них точно нет Арнольда Шварценеггера!

Предполагаемый бюджет проекта - 10 - 12 млн. евро. По словам продюсера Андрея Сигле, пока неизвестно, удастся ли собрать требуемую сумму в условиях кризиса, но уже можно рассчитывать на поддержку российского Министерства культуры и посильную помощь иностранных инвесторов: «Мне звонят зарубежные продюсеры и предлагают себя в качестве участников проекта. Это тем более удивительно, что раньше они смотрели на российское кино свысока. Мы же всерьез намерены доказать, что Россия имеет право называться европейским лидером в области интеллектуального кино».

Подготовительный период продлится до начала июля. Съемки будут идти до ноября, после чего около трех месяцев уйдет на монтаж. Выпустить картину на экраны создатели обещают к лету 2011 года.

По словам Александра Сокурова, главная цель ленты - в кризисное время сблизить культуры России и Европы, которые не только не могут, но и не должны существовать друг без друга: «Нас не смог разлучить нацизм, нас не смог разлучить сталинизм. Нет такой силы, которая встала бы между нами».

В завершение пресс-конференции Александр Сокуров попросил передать его обращение губернатору Валентине Матвиенко с просьбой остановить переселение петербургских военных учебных заведений за черту города. По его убеждению, «вывод военно-морских училищ в Кронштадт - это очередной шаг по пути разрушения культуры Петербурга. Будущие защитники Родины должны своими глазами видеть, что они защищают, и учиться прекрасному у великого города. А я не хочу видеть в зданиях Адмиралтейства и Нахимовского училища очередные бизнес-центры».

Прямая речь

- В ближайшее время вы будете заниматься исключительно «Фаустом»?

- Заканчиваем сейчас большую, 16-серийную документальную картину о Ленинграде для итальянского и французского телевидения.

- О Ленинграде?! Вы не оговорились?

- Это такая ретроспектива Ленинграда 1957 - 1992 годов.

- Поставленная вами опера Слонимского «Антигона» будет еще показана в Капелле?

- Пока не хотят. Я очень просил, звонил туда. Ну просто ради Слонимского - он же великий композитор, просто блестящая фигура. Но не хотят, и все, и что тут делать - не знаю. Вообще мне с музыкой не везет в Петербурге. Один спектакль закрыли, другой не повторяют.

- В нашумевшей истории вашего «изгнания» из Михайловского театра поставлена точка?

- Там все, точка, я уже не вернусь туда. Это невозможно ни в коем случае.

- Эта история обросла массой деталей. А что на самом деле случилось?

- Я подписал письмо в защиту Петербурга. После этого мне позвонили и предложили отозвать мою подпись. Я не отозвал. Но это все в прошлом.

- В театры вы больше не ходок?

- Не буду ничего делать в Петербурге. Не получается ничего.

- Александр Николаевич, говорят, вы книгу мемуаров пишете?

- Нет, я не писатель. Каждое слово - такая ответственность. Я режиссер, должен заниматься своим делом.

- А дневники ведете?

- Конечно, как и всякий уважающий себя человек.

Подготовили Зинаида АрсеньевА и Виктор КАЗАКОВ, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх