В магазинах не успевают менять ценники
Проверяйте цену товара по штрихкоду еще в торговом зале!
В последнее время покупатели все чаще сталкиваются с неприятной ситуацией. Приходишь в магазин, берешь с полки товар, на ценнике которого значится определенная цифра. А когда подходит очередь расплачиваться, кассир называет уже другую цифру - выше, чем была указана. На все вопросы и возражения отвечают просто: «Не хотите - не покупайте». Оно и понятно - кризис...
Тем не менее мы решили выяснить у специалистов, насколько часто сейчас меняют цены, с чем это связано и не нарушаются ли права покупателя, когда ценник не соответствует реальной стоимости товара.
Казалось бы, во времена кризиса цены повышать нецелесообразно: покупательская способность населения падает и для хорошего товарооборота цены должны быть ниже. Но на практике выходит по-другому - цены растут ежедневно, причем с такой скоростью, что сотрудники магазинов не успевают вовремя поменять ценники. Недавно наш читатель, Константин Игоревич, пришел в магазин за новой клавиатурой. Когда он подошел к кассе, ему назвали цену, превышающую указанную на ценнике на 50 рублей.
Когда мы обратились к специалистам с вопросом, почему так происходит, ответ оказался простым.
- Растет курс доллара, а вместе с ним меняются и цены, - объяснил Александр Хомяков, директор по маркетингу компьютер-центров «Кей» в Санкт-Петербурге. - В нашей сети все товары - иностранные, отсюда и подорожание. Но наши сотрудники ценники меняют с утра, и в течение дня никаких недоразумений происходить не должно.
То же самое о росте цен сказали и в пресс-службе торговой сети «Лента» - это следствие изменений бивалютной корзины (соотношение курсов рубля, евро и доллара). В последнее время изменения эти происходят ежедневно, и цены, соответственно, меняются очень быстро. Так как и в отечественных продуктах присутствует иностранное сырье, дорожают и они, правда, в меньшей степени. Кроме того, при увеличении ввозных пошлин и сокращении ввозных квот изменяется соотношение «спрос - предложение» на рынке таких продуктов, как, например, мясо. Поэтому цена растет.
Но далеко не везде работники магазинов справляются с ценниками вовремя, и неприятного сюрприза на кассе не всегда можно избежать.
- Такое может происходить не от злого умысла, а потому, что в системе изменили цену, а ценник поменять еще не успели - он печатается, потом размещается в торговом зале, - объяснила пресс-секретарь торговой сети «Лента» Светлана Афанасьева. - В этой ситуации получается, что при сканировании на кассе выдается уже новая, зарегистрированная в системе цена. А взяв товар с полки некоторое время назад, покупатель мог видеть еще не замененный ценник. От таких ситуаций никто не застрахован. Чтобы избежать этого, мы дополнительно проверяем ценники в торговом зале. Кроме того, наши покупатели могут воспользоваться специальными прайс-чекерами, которые расположены в зале под надписью «проверить цену вы можете здесь» (они всегда были, а не специально размещены сейчас). Так как прайс-чекер определяет цену по штрихкоду из системы (аналогично кассе), покупатель всегда сможет самостоятельно проверить, сколько стоит тот или иной товар. Цена прайс-чекером указывается как без учета карты постоянного покупателя, так и по карте, когда действуют 5-процентная скидка и другие скидки и акции.
Комментарий юриста
Несмотря на отсутствие злого умысла в действиях работников магазинов, покупатель все же не обязан платить по новой цене. Согласно пункту 1 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Эта информация включает в себя и цену.
- Конечно, обычно такие ситуации ограничиваются скандалом и записью в книге жалоб, - говорит Игорь Шевченко, специалист-юрисконсульт отделения юридической службы Союза потребителей России в Северо-Западном федеральном округе. - Но, кстати, такая запись может оказаться эффективной: в книгу жалоб в ходе проверки могут заглянуть представители Роспотребнадзора, и это послужит основанием для административного штрафа. Вы также можете просто пойти в другой магазин - это тоже послужит хорошим наказанием. Но при желании отстоять свои права можно. Нужно сохранить чек, обязательно сфотографировать ценник - ведь завтра на его месте уже появится новый. Неплохо заручиться поддержкой свидетелей. И со всем этим можно обращаться как в Роспотребнадзор, так и в Союз потребителей. Минимально пострадавший покупатель может получить деньги, уплаченные им за товар. В более возмутительных случаях можно рассчитывать также и на компенсацию морального вреда. Исходя из практики, он рассчитывается относительно стоимости товара - например, при покупке телевизора за 5 тысяч рублей вам выплатят 2 тысячи.
Игорь Шевченко также рассказал, что за подобное нарушение магазин может оштрафовать налоговая инспекция, а эти штрафы, по его словам, «кусачие». Но покупателю не обязательно идти туда с жалобой, информация в налоговую поступит от Роспотребнадзора.
Юлия БИБИШЕВА
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов