Киногод закончился, пошли награды
В Москве раздали «Золотых орлов», а в Голливуде объявили номинантов на «Оскара»
Лауреаты премии «Золотой Орел»
Лучший фильм - «Дикое поле» (реж. Михаил Калатозишвили)
Лучший сценарий - Петр Луцик и Алексей Саморядов («Дикое поле»)
Лучшая музыка - Алексей Айги («Дикое поле»)
Лучшая мужская роль - Константин Хабенский («Адмиралъ»)
Лучшая женская роль - Ксения Раппопорт («Юрьев день»)
Лучший телевизионный сериал - «Ликвидация» (реж. Сергей Урсуляк).
Лучший зарубежный фильм в российском прокате - «Нефть».
Хороший ты приз, но не «Орел»!
Назвать вручение премии «Золотой орел» главной интригой киногода можно, конечно, лишь с большого перепугу, однако работаем с тем, что имеем. Да, такой вот наш «Оскар» - даже отцу-основателю Никите Михалкову не хватило сил, чтобы поднять авторитет «Орлов»: в этом году половина номинантов проигнорировала церемонию, и - о ужас! - главный победитель, режиссер Михаил Калатозишвили, получивший приз за лучший фильм года, - тоже.
Соотношение номинаций и реальных победителей на «Золотом орле» - еще одно свидетельство ханжества, бытующего в российском кино. Главный (по количеству номинаций) претендент, самый пафосный проект года фильм «Адмиралъ» проиграл копеечному артхаусному проекту «Дикое поле». Основное противоречие в том, что именно «Адмиралъ», увы, нужен всем, а «Дикое поле» - увы, почти никому; ну так хоть наградить. Скорее для того, чтобы отчитаться: да, мы снимаем фуфло, делаем ему невероятную рекламу, прокатываем огромным количеством копий, но всей душой - за подлинное искусство. Которое, правда, выйдет в ограниченный прокат, не удостоившись и пары рекламных роликов. Подобное отношение развращает не столько даже тех, кто делает фуфло, сколько тех, кто, наоборот, остается в зоне артхауса: можно снять все, что угодно (чем многозначительнее, тем лучше), и снискать лавры творца. Пусть разверзнутся хляби небесные, но «Дикое поле» - это просто довольно скучное кино, где в стараниях режиссера утонул блистательный сценарий Петра Луцика и Алексея Саморядова (они тоже получили «Орла» - посмертно).
Остальные категории почти не требуют комментариев.
«Золотой орел» Константину Хабенскому выглядит тоже несколько странно (поскольку странно награждать за никакую роль), но в отсутствие настоящих конкурентов (таковыми нельзя считать Олега Долина, хорошо сыгравшего в «Диком поле», но никому не известного, и Данилу Козловского, очень модного, но слишком еще молодого, да и роль в фильме «Мы из будущего» - неудачная) - закономерно. Ксения Раппопорт («Лучшая женская роль» - «Юрьев день») тоже, должно быть, не удивилась - не первая ее награда за эту роль - слишком старательную для того, чтобы считаться выдающейся; но на фоне остальных она вне конкуренции, конечно.
Впрочем, премии всегда спорны, а безусловной можно считать лишь одну номинацию - за выдающийся вклад в искусство. На сей раз этот приз получили Фэй Данауэй и Алексей Петренко, и тут уж не поспоришь.
Кому достанется золотой мальчик?
В тот же день, когда у нас раздавали «Орлов», за океаном были объявлены номинанты на «Оскар». Как ни обидно, но в Голливуде повеселее будет, и в этом году особенно. Недавно раздали «Золотые глобусы»: считается, что это предвестники «Оскара», однако пора бы этому мифу развеяться - сколько раз обладателей «Глобусов» «прокатывали» на вручении главной кинонаграды мира!
На сей раз дистанция между «Золотым глобусом» и «Оскаром» превратилась в пропасть - одна вопиющая несправедливость за другой. Не попал ни в одну из основных номинаций фильм братьев Коэн «После прочтения сжечь»: если критики решили проигнорировать их удачные жанровые упражнения, то хотя бы Джон Малкович и Фрэнсис Макдорманд могли претендовать на «Оскар» за роли второго плана. В номинациях «Лучшая мужская роль» и «Лучшая мужская роль второго плана» нет Брэндона Глисона и Колина Фаррела («Залечь на дно в Брюгге»). Вдвойне удивительно, потому что Фаррел получил-таки «Золотой глобус» (лучшая мужская роль второго плана в комедии/мюзикле; роль - гениальная); ну и потому что Глисон - замечательный артист и сыграл ничуть не хуже многих действующих номинантов.
Та же история с Салли Хоукинс («Золотой глобус» за лучшую женскую роль в комедии/мюзикле - «Беззаботная» Майка Ли) - ее в номинациях нет вообще, зато есть Анджелина Джоли, плохо сыгравшая роль, которая ей не подходит.
Лидер по количеству номинаций - «Загадочная история Бенджамина Баттона», экранизация рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Будет обидно, если этот скучный и претенциозный фильм о человеке, не стареющем, а молодеющем с каждым прожитым годом, обскачет своих соперников. Но у Финчера, конечно, много козырей: Брэд Питт в главной роли, длительные баталии с продюсерами, из которых родилось реноме Финчера как борца за идею; ну и просто Финчер - крутой, это давно известно.
Хотя вот и его главный соперник Дэнни Бойл с социально значимой драмой «Миллионер из трущоб» (об индийском бомже, играющем в «Кто хочет стать миллионером?») - тоже крутой, правда, реноме у него так себе, конечно, - иначе и не может быть у человека, чей творческий путь проделывает траекторию от «Trainspotting» до «Пляжа». Но Бойл был главным триумфатором «Золотого глобуса» - это серьезный знак. Еще один важный соперник - Гас Ван Сэнт с биографией политика-гомосексуалиста («Харви Милк»): когда объявляли номинации, ему досталось больше всего аплодисментов, из чего следует, что у фильма много сочувствующих, ну и Шон Пенн с ролью справился, вероятно. Явным аутсайдером в этой номинации выглядит фильм Стивена Долдри «Чтец». Жаль: и режиссер действительно хороший, и первоисточник - бестселлер Бернхарда Шлинка - достоин увековечивания хотя бы таким образом.
Актерские номинации обычно прогнозу поддаются с трудом, однако в этом году есть очевидные вещи. В номинации «Главная мужская роль» явный лидер - восставший из пепла Микки Рурк (роль бывшего боксера, почти автобиографическая, в фильме «Рестлер»). За перипетиями его (Рурка) судьбы в Голливуде много лет следили с брезгливостью, и не оценить его усилия теперь, когда он - ходячий пример запоздалой американской мечты, просто невозможно. Как невозможно не отметить последнюю роль Хита Леджера (Джокер из «Темного рыцаря») - это будет второй в истории посмертный «Оскар», первый получил в 1977-м Питер Финч. И Рурк, и Леджер - уже обладатели «Золотого глобуса»; и оба, надо признать, хороши - что называется, будет не жалко.
Зато будет очень жалко Кейт Уинслет, если ей опять не достанется награда за лучшую женскую роль («Чтец»). Уинслет - ветеран номинации, уже просто за выслугу лет и за терпение должны дать; тем более что в этом году она «взяла» сразу два «Золотых глобуса» - за главную роль и роль второго плана. Триумф, который по логике должен увенчаться «Оскаром». Опасной соперницей может считаться лишь Анджелина Джоли - несмотря на то что роль не удалась, ее могут вознаградить за попытку сменить амплуа. Это в Голливуде уважают.
Ну и у нас есть небольшое утешение: фильм Константина Бронзита «Уборная история - любовная история» претендует на «Оскара» в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм».
А как оно все сложится, увидим 22 февраля.
Инга БЕРГМАН
Важно: Правила перепоста материалов