Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 января 2025

Фанаты мешали Аршавину нести факел

Как прошла эстафета олимпийского огня в Петербурге

В субботу «шелковый путь олимпийского огня», как называют факельную эстафету, прошел по берегам Невы. От площади Победы до Дворцовой площади огонь будущих Игр в Пекине пронесли 80 человек - спортсмены, артисты, общественные деятели... Но даже те питерцы, которые не смогли лично прикоснуться к факелу, в стороне не остались.

Старт

В людской толпе корреспондент «ВП» разглядел знакомое лицо - пятикратный чемпион пробега Пушкин - Петербург Алексей Соколов был приглашен на эстафету в качестве организатора. Спортсмен, который готовится в Питере к Пекинской олимпиаде, к новой роли подошел с большим волнением.

- В чем моя задача как организатора эстафеты? Улучшать настроение. Кому - зрителям или факелоносцам? Всем сразу! - сказал марафонец. - Я очень хотел дотронуться до факела, но, к сожалению, не получилось. Но это ничего - пусть лучше выступлю на Играх в Пекине.

А господин Ли Дон Чжу, президент штаб-квартиры «Самсунг-Электроникс» по странам СНГ и Балтии, компании - партнера Международного олимпийского комитета, тоже волновался, только по иной причине. Он был как раз одним из тех, кто должен был нести олимпийский огонь.

- Я, конечно, занимаюсь спортом: обладаю черным поясом по тхэквондо, играю в баскетбол и волейбол, кроме того, являюсь чемпионом компании по лаун-теннису, - сказал корреспонденту «ВП» Ли Дон Чжу. - И хотя я впервые участвую в эстафете олимпийского огня, преодолеть дистанцию в 250 метров для меня сложности не составляет. Но я не представляю себе, как бежать среди машин, а также среди секьюрити, да еще и на глазах сотен людей.

- Какие спортивные мероприятия поддерживает ваша компания?

- Мы проводим Кубок президента по гольфу в Нахабине. Кроме того, поддерживаем «Фестивали бега». И спонсируем футбольный «Челси».

- Лондонский клуб «Челси»? А как же Роман Абрамович?

- Он - хозяин клуба, а мы - генеральные спонсоры.

- Несколько лет назад «Фестивали бега», которые вы проводили в Петербурге в белые ночи, собирали тысячи участников...

- К сожалению, от «Фестивалей бега» в Петербурге пришлось отказаться - из-за проблем с организацией.

Тепло приветствовали факелоносцев губернатор Валентина Матвиенко, почетный президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, который сам вышел на старт - принял огонь из рук первой советской олимпийской чемпионки Галины Зыбиной, завоевавшей золото в толкании ядра на Играх в Хельсинки в 1952 году.

- Я словно снова на Олимпиаду еду, - призналась Галина Ивановна корреспонденту «ВП» перед стартом. - Готовилась ли я к этапу? Не проболтаюсь! Все-то вам, журналистам, скажи!

Наконец на площади Победы «откупорили» капсулу с олимпийским огнем. Понеслось! Замелькали красно-белые спортивные костюмы.

Если вы думаете, что факелоносцы просто ждали на своих этапах олимпийский огонь, то ошибаетесь. Все они располагались в «шаттлах» - двух автобусах. Из первого автобуса, который ехал впереди, участники выпрыгивали там, где им передавали эстафету, во второй, выполнив миссию, тут же садились - это сделали во избежание эксцессов. Факел у каждого был свой - зажигали один от другого.

Однако без курьезов все-таки не обошлось. Во-первых, расстановку по этапам организовали странно. Так, питерская легкоатлетка Светлана Поспелова приняла эстафету от боксера Дмитрия Бивола - и передала ее тоже боксеру, обладателю Кубка мира 1985 года Вячеславу Яковлеву. А на другом участке трассы друг за другом стартовали четыре фигуриста - Антон Сихарулидзе, Алексей Урманов, Евгений Плющенко и Тамара Москвина. При том что остальные фигуристы по дистанции были «разведены».

Во-вторых, на трассе чуть не пострадал зенитовец Андрей Аршавин. Как только футболист взял в руки факел, на проезжую часть выскочили десятки фанатов «Зенита» в сине-бело-голубой экипировке. Огорошенный Аршавин остановился - и чуть не грохнул факел об асфальт. Этот инцидент, по-видимому, настолько изумил зенитовца, что он даже не поехал на Дворцовую площадь, где эстафета финишировала, и, забрав факел на память, немедленно отправился в расположение команды...

Звезды говорят

Главными героями эстафеты были, разумеется, звезды российского спорта. Вот что они рассказывали о своем участии в эстафете, и не только.

Попов воды не боится

Александр ПОПОВ, шестикратный олимпийский чемпион по плаванию.

- Вы получили факел из рук питерца Дмитрия Лепикова. Вышло символично: менее титулованный пловец передал эстафету «царю плавания»...

- Я не считаю Лепикова «менее титулованным пловцом» - Дмитрий заслуженно стал олимпийским чемпионом. Это звание - на всю жизнь.

- Прежде вы участвовали в эстафетах олимпийского огня?

- Да. Например, на втором этапе «пекинской» эстафеты, которая состоялась в Греции, - почти сразу же после зажжения огня в Олимпии. Кроме того, в 2006 году бежал в Италии буквально накануне зимних Игр в Турине.

- На той эстафете агрессивные противники Олимпиады чуть не залили огонь водой из ведер. Не боялись новых эксцессов?

- Нет. Ну облили бы меня водой. Что мы, в воде никогда не бывали?

- Часто ли вы приезжаете в Питер?

- Нет, только от случая к случаю. Например, участвовал в открытии зимнего чемпионата России и даже немного поплавал в бассейне на улице Хлопина.

- Как оцените уровень питерского плавания?

- У вас не хватает бассейнов. Есть, правда, река Нева. Хорошо, наверное, плавается и в Фонтанке, в Мойке, особенно здорово в Обводном канале. А в Канберре, австралийской столице с населением в триста тысяч человек, где я жил, были шесть пятидесятиметровых бассейнов и еще два строились!

- Чего ждете от Игр в Пекине?

- Жарко будет. Только и всего.

Маринин точки над «i» не ставит

Максим МАРИНИН, олимпийский чемпион по фигурному катанию в паре с Татьяной Тотьмяниной.

- Эстафету вам передала ваша партнерша Татьяна Тотьмянина. Вы сами так захотели?

- Нет, об этом я узнал буквально перед стартом. Хотя участвовать в эстафете мне предложили два месяца назад. Было приятно узнать, что в Питере о нас с Татьяной не забыли, - ведь последний раз на любительском льду мы выступали зимой 2006-го...

- Но о завершении своей любительской карьеры вы тем не менее не объявляли. Даже говорили, дескать, если Федерация фигурного катания России профинансирует в полном объеме вашу подготовку к Играм в Ванкувере, то вы вернетесь...

- Я и теперь не ставлю все точки над «i». Теоретически наше возвращение на любительский лед еще возможно. Но участвовать в соревнованиях меня не тянет.

Ребенку моему полгода - хочется побыть с семьей (тренер пары Олег Васильев заявил, что «цена вопроса» составляет значительно больше 25 тысяч долларов, которые необходимы минимально на сезон в парном катании, и возвращение Тотьмяниной - Марнинина утратило актуальность. - Прим. ред.).

- А чего вы ждете от Игр в Пекине?

- От прогнозов воздержусь: я не спортивный функционер. Но считаю, что спортсмены из России, которая рождала и рождает талантливых людей, на Играх в Пекине имеют хорошие шансы. Конечно, мне бы самому хотелось поехать на Игры - я не был в Китае. Но сейчас мне не до этого.

Плющенко согласился не раздумывая

Евгений ПЛЮЩЕНКО, олимпийский чемпион по фигурному катанию.

- Когда вам предложили нести факел в Петербурге, сразу согласились?

- Конечно! Мы, спортсмены, продвигаем идеалы олимпизма. Участие в подобной эстафете для меня не в тягость. В Питере, по-моему, необходимо проводить как можно больше мероприятий именно международного уровня.

- Правда, что вы ни разу не участвовали в церемонии открытия Олимпиад?

- Да. Несмотря на то что я выступал на двух Олимпиадах, я оба раза пропустил церемонию открытия. На церемониях закрытия был и в Турине, и в Солт-Лейк-Сити, но это же совсем другое...

- Факел себе оставите?

- Да. Перед эстафетой я общался с Антоном Сихарулидзе, и он мне предложил: «Давай поставим факел на машину - будет вместо мигалки». Это, конечно, шутка. Но, разумеется, факел займет важное место в моей коллекции, рядом с медалями.

- Как складывается ваша жизнь теперь, когда вы уже стали олимпийским чемпионом?

- Я участвую в моем туре. Мы сделали 30 шоу-программ в России, Словакии, Чехии, Румынии, других странах Европы. Но я рассчитываю выступить на Олимпиаде в Ванкувере - уже готовлюсь к следующему сезону.

Финиш

Кто-нибудь видел этот огонь?

Об этом спрашивали друг друга петербуржцы на Дворцовой площади

Волнительный момент окончания эстафеты увидеть смогли очень и очень немногие: сцена, поставленная напротив Арки Генерального штаба, была отгорожена от собравшихся людей VIP-трибуной, а также плотными кордонами милиции. Огромные полупустые трибуны, а за ними - толпа людей, пытающихся в образовавшемся просвете же увидеть происходящее. Для тех, кто не смог попасть на Дворцовую площадь, оставалась лишь одна возможность увидеть происходящее - взгляды были устремлены на единственный телеэкран, висящий перед зданием Генштаба.

- Вот он меня спрашивает: ну как вы там? красиво? - смеется мужчина, пересказывая подруге разговор по телефону. - А я даже не знаю, что и ответить. Ну да, красиво. Питер вообще красивый, ха-ха!

«Вообще красивый» Питер в этот день был будто специально создан для иностранцев и иногородних гостей. Даже на концерте, начавшемся на Дворцовой уже после того, как Светлана Журова зажгла огонь, музыка звучала сугубо «русская народная» - в исполнении ансамблей Бабкиной и Саламатова.

- Рекламы уж больно много, - проворчал молодой человек лет двадцати, стоявший рядом с корреспондентом «Вечёрки» и раздраженно отпинывавший ногами в огромном количестве валявшиеся на земле бумажки. Под ногами и правда творилась вакханалия: рекламные листовки, лопнувшие шарики и прочие рекламные аксессуары - разумеется, с логотипом спонсоров.

В общем и целом - на Дворцовой все получилось как всегда. Почему-то любые культурные, спортивные, не важно какие мероприятия в нашем городе лучше посещать не лично, а с помощью средств массовой информации. Ибо - добраться до той же Дворцовой тяжело, метро забито, на тротуарах «человеческие пробки», а на дорогах - обычные. А выбраться оттуда еще сложнее - милиция, вместо того чтобы на часик перекрыть Невский проспект и дать людям спокойно «рассосаться», давит всех в одну кучу. Дети плачут, а взрослые матерятся.

Но ведь когда-нибудь должны мы научиться? Тем более что на празднике олимпийского огня только ленивый не повторил в разных интерпретациях за губернатором слова об олимпийских амбициях нашего города - Петербург выдвинет свою кандидатуру на проведение Игр 2020 года. Так что, видимо, другого выхода у нас нет.

...Вчера олимпийский огонь прибыл в Лондон. Из Питера его доставил специальный самолет, раскрашенный в красно-желтые цвета и с надписью «Путешествие в гармонии» на борту. До Игр в Пекине осталось четыре месяца.

Подготовили Владислав ПАНФИЛОВ, Анастасия БАБКИНА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх