Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 21 мая 2024

Книжный клуб

Слово хозяйки 

Трудные времена учат радоваться банальным вещам. Помните, вот в начале всего этого безобразия с кризисом, еще осенью, в народе ходила загадка: «Назови часто употребляемое неприличное слово из шести букв»? Шутка, банальная донельзя. Но мы, отгадывая, радовались как дети. Особенно веселило то, что значения слов - нецензурного и цензурного, но неприятного - в общем-то, совпадают. Это самое неприятное существительное на букву «К» пока еще не научило нас радоваться, что из магазинов не исчезли соль и спички. Нет, радости наши банальны, но возвышенны. Например, новый выпуск «Книжного клуба» - это лишний повод обрадоваться тому, что... «все-таки она вертится». Все-таки они выходят. Любовные романы с постмодернистской фигой и без, романы-были, стихи политиков и проза кинематографистов - да любые, всякие, разные.

Современникам Гутенберга и Ивана Федорова чудо книги, сходящей с печатного станка, банальностью, правда, вовсе не казалось.

Зато в прошлом веке, который большинство из нас успели застать, приговор бумажным книгам был произнесен... когда? В начале компьютерной эры? Нет, еще раньше - исчезновение книгопечатания предсказывали писатели-фантасты в утопиях и антиутопиях, мужественно мирясь с тем, что потомки не перелистают тома их собственных сочинений.

Но все-таки она... Но все-таки они выходят. Пусть так и будет.

Что будет

Атлант с гитарой

Сегодня, 30 января, в 16.00 в Музее Державина (наб. Фонтанки, 118) начнется встреча с Александром Городницким.

Ученый-геофизик, член Российской академии естественных наук - и бард, один из родоначальников авторской песни, лауреат литературной премии имени Булата Окуджавы. Вот уж кто наглядно, на собственном примере доказал надуманность бытовавшего во время оно деления на физиков и лириков.

Он выпустил что-то около трех дюжин пластинок и трех десятков поэтических сборников. Количество же написанных и спетых им песен, естественно, не поддается даже приблизительным подсчетам.

Слышишь: «Городницкий» - вспоминаешь слова об атлантах, которые держат небо на каменных руках. Конечно, это общее место. Есть множество других слов, столь же прекрасных. Но сейчас уже и сам Городницкий кажется кем-то вроде атланта - живого символа того, что хоть в чем-то мир остается незыблемым. Только руки у него не каменные. Из плоти и чутких нервов. Атлантам, что у Эрмитажа, ведь не приходится кроме неба держать еще и гитару.

Роман-быль Бена Бенцианова

7 февраля в 20.00 в «Буквоед» на Восстания» придет легендарный эстрадный артист, конферансье и певец Бен Бенцианов - для того чтобы представить свою недавно переизданную книгу «И все это вместе называется жизнь».

За письменный стол Бена Николаевича, можно сказать, усадили его сыновья: «Как же не написать, что у тебя было, с кем ты встречался, ведь ты - это целая эпоха!» - «Ну папочка, миленький, твои встречи с Хрущевым, Гагариным, Брежневым, ну кто еще сможет об этом написать?»

Действительно - целая эпоха: в октябре 2008 года Бенцианов отметил 90-летие. И были, несомненно, в этой долгой жизни события куда более интересные, чем встречи с вождями. В давнем интервью он удивлялся сам себе: «...Ярче всего помню все, связанное со сценой, даже драмкружок и участие, ребенком, в спектакле Мейерхольда «Дон Жуан» в Александринке». Бен Николаевич учился в студии БДТ у Бориса Бабочкина вместе с Владиславом Стржельчиком и Ефимом Копеляном. Эти и другие имена - учителей, друзей, учеников - он вспоминает в книге, жанр которой сам определил как роман-быль.

 

Заплыв в Несаргассово море

16 февраля в 19.00 в литературном клубе «XL» (Библиотека имени Маяковского, наб. Фонтанки, 46) петербургский поэт Сева Гуревич представит сборник стихов «Несаргассово море».

Предыдущий сборник Гуревича назывался «Заложники времени». Интересно, многие ли сразу догадались, что это аллюзия на строки Пастернака? Сева любит давать своим книгам названия зашифрованные, непростые. Вот и море у него - Несаргассово. Про Саргассово-то, что в Атлантическом океане, всякий знает. Его проходят в школе по географии.

Но, хотя открыватель Несаргассова моря чурается школьных, азбучных истин, он чужд и модного выпендрежа (какая бы на дворе ни стояла мода), эксперимента как самоцели.

«Прочтите книгу. Сколько там болевых, нежных строк, адресованных друзьям, любимым. Поэт и зло - две вещи несовместные. Доброта и теплота Севиных стихов говорит мне о том, что он - поэт», - говорил другой петербургский поэт, Геннадий Григорьев, названный строгим критиком Виктором Топоровым лучшим в своем поколении. Правда, говорил это Григорьев об одной из старых Севиных книг. До этой - увы, не дожил.

«Сайгон»: рассвет, полдень, сумерки

22 февраля в 17.00 в Музее Ахматовой (Литейный пр., 53) пройдет презентация книги «Сумерки «Сайгона». Вечер ведет составитель и редактор Юлия Валиева.

Книга - попытка рассказать о кафе на углу Невского и Владимирского проспектов, которое в 60 - 90-е годы прошлого века неофициально называлось «Сайгоном». О знаменитом «маленьком двойном». О Гребенщикове и Курёхине и о Бродском, который, по словам поэта Виктора Кривулина, тоже одного из героев книги, предпочитал «Сайгону» другое место, облюбованное богемой, - кафе на Малой Садовой (ему в «Сумерках «Сайгона» отведена отдельная глава). О людях известных и неизвестных, художниках, писателях, рокерах, джазменах, панках, хиппи, философах, диссидентах, фарцовщиках и просто тусовщиках - о тех, кого почему-либо притягивало это довольно тесное и, по обывательским понятиям, вовсе не уютное помещение. Первая часть сборника - воспоминания, интервью, фотографии. Во второй части разместилась антология поэзии и прозы.

Хозяйка клуба - Анна Сусид

Фото Евгения МЯКИШЕВА

↑ Наверх