Лев Семашко: Нетерпимость — это реакция необразованных людей
Ученый-социолог создал теорию выживания и гармонии для человечества
А в последнее время у Льва Михайловича появился козырь. Вполне реальное государство — да еще какое, коммунистический Китай, — провозгласило курс к построению общества социальной гармонии, отказавшись от прежней «диктатуры пролетариата».
Лев Семашко полагает, что это первая ласточка.
И России, дескать, отставать зазорно.
Китайское предупреждение
— Лев Михайлович, ну что нам Китай…
— Китай меня потряс. Прежде я думал об индивидуальной гармонии — знаете, «гармоничное развитие личности» и так далее; а применительно ко всему миру примеров того, что кто-то официально продвигает идею социальной гармонии, не видел. И вот Китай (я как раз был там на форуме, и не в первый раз) объявляет на пленуме строительство общества социальной гармонии.
— Ну, для них это не новость: дао, Конфуций…
— Конференция, на которой я был, как раз и была посвящена традиционной китайской культуре гармонии, только на основе которой (они считают, другого варианта нет) можно объединить китайцев Тайваня с материковыми китайцами, с Гонконгом, с Макао. Сейчас они разобщены. Но понимают, что альтернатива гражданской войне — гармония. Это потрясающее событие: коммунистическая партия признала, что на основе классовой борьбы ни о каком объединении народа речи быть не может. И у китайских коммунистов хватило ума использовать ресурс, который 2,5 тысячи лет пестовался в культуре, присущей всем китайцам: они, где бы ни жили, придерживаются даосизма или конфуцианства, исходящих из понятия гармонии.
— Мало ли что провозглашают. Может, не подмяли всех под себя с помощью одной идеи — так теперь пытаются другую идею подверстать, «гармоничную».
— Ну там же не дураки живут. С Гонконгом, который живет по всем капиталистическим правилам, коммунистический Китай ведь умудрился договориться так, что Гонконг существует как самостоятельная административная единица, но «центр» берет на себя вопросы внешней политики, обороны.
Понятно, что и у тайваньцев, и у гонконговцев есть опасения, — но, по социологическим исследованиям, большинство китайцев, проживающих на Тайване, согласны объединиться с Китаем на основе традиционной культуры. Они братья, их объединяет многовековая традиция, а разделяют несколько десятилетий противостояния коммунизма и капитализма. И это противостояние на поверку оказывается десятым по степени важности разногласием — и, как считают китайцы, вполне разрешимым.
На том первом объединительном культурном форуме, к слову, встретились и генералы, тайваньские и материковые, когда-то воевавшие друг с другом. Им сейчас по 70 — 80 лет. Все они сохранили свои убеждения — однако пришли к выводу, что пора пожать друг другу руки.
— Например, Россия и Чечня. До сих пор Кремль использует другие способы «договориться»: денежные вливания. Не идеальный вариант. Да, надо признать, что у наших народов разные мировоззрения, но если копнуть вглубь — каждая культура содержит в себе элементы гармонии. Их просто надо грамотно интерпретировать, этому надо учить детей. Создавать почву, чтобы это проросло в образовании, в общественных учреждениях.
Куда идет цивилизация
— Но у нас же не говорят: «даем курс на социальные разброд, шатание и дисгармонию»...
— В Петербурге еще в 2006 году была утверждена программа «Толерантность», где ни много ни мало говорится о «гармонии великого города». Таков был ответ власти на обострение межэтнических отношений, на усиление вражды к иммигрантам, к «чужим». А вглубь посмотреть — откуда возникает вражда и нетерпимость к «чужакам»? Это реакция молодых, энергичных, но крайне необразованных и невоспитанных молодых людей на нынешние мерзкие правила жизни — на торгашеский дух, главенство денег как высшей цели и так далее.
Это реакция людей, которые не знают о другом пути. И не понимают, что, бунтуя, только усугубляют мерзость, — получается такая акция самоуничтожения.
Цивилизация сейчас вообще идет по пути самоуничтожения: что это за разумные существа, которые, несмотря на миллионы голодающих, тратят свои основные средства на то, чтобы себя убивать, — на вооружение…
Другое дело, что толерантность часто понимают как внешнее проявление уважения друг к другу — но с фигой в кармане. Однако у всех народов есть некая общая, объективная, естественная, данная богом или природой основа. Эта основа — четыре сферы человеческого воспроизводства.
— Это по вашей тетрасоциологии, которая возражает марксистскому делению общества?
Вот этому надо учить — пониманию мирного взаимодействия и гармонии разных сфер.
Воевать проще, чем жить в мире
— Да, каждый знает, что добро лучше зла, и как бы мы ни бесились, а без ядерной войны пока обошлось.
— Ну сказано же: ружье обязательно выстрелит. У человечества на стене висит ядерное оружие, и если ничего не изменится, то выстрел — только вопрос времени. Сколько в мире движений за разоружение — но это капля в море, потому что на войну тратится один миллион долларов, и один доллар — на то, чтобы войны не было.
Да и с чего мы взяли, что гармония — простая вещь? Как раз воевать гораздо проще: нажал курок — нет человека. А гармонии, построению мира надо учить; чтобы это было «общим порядком». Чтобы влиятельные социальные институты на это работали, в меру сил.
Понятно, что научного подкрепления курсу, который выбрал сейчас Китай, пока нет, и что процесс этот рассчитан на десятилетия, и что 2 — 3 поколения в школах будут учить не про классовую борьбу, и что надежда замаячит, дай бог, лет через 20 — 30 — 40... Но в мире еще не было примера такого позитивного пути.
Фактически это начало новой эпохи. Сейчас мало кто к этому серьезно относится, но вдумайтесь: ориентацию на традиционную культуру гармонии избрало государство, мягко говоря, не последнее ни по численности населения, ни по экономическому развитию.
Да, некоторые мои друзья по сайту, особенно западники, возражают: не надо расхваливать Китай, это тоталитарная страна. Но мы же не тоталитаризм пропагандируем — а то, что они нашли альтернативу в собственной культуре.
— А конкретно России на что опираться в своей культуре?
— России всегда была свойственна соборность. Не только в религиозном смысле, а вообще: жизнь в миру и в мире людей разных национальностей. В России межнациональная рознь была исключением из правил.
— Лев Михайлович, вы с экономистами свою теорию обсуждали?
— Одни говорят, что это чушь собачья; другие, меньшинство, — что в принципе это возможно. Вот я сейчас пытаюсь авторов со своего сайта собрать в ассоциацию, зарегистрировать ее на международном уровне, начать с Петербурга — предложить, чтобы здесь была штаб-квартира.
К сожалению, мне не дают преподавать мою теорию. На все попытки ответ один: марксистскую науку — знаем, твою — не знаем. И я до сих пор лишь кандидат наук, а не доктор… с моими 200 работами и 12 книгами…
Ну, всякая новая идея требует десятилетий; должны уйти носители старых идей. Ньютоновская теория 50 лет не принималась, потому что для современников Ньютона она не лезла ни какие ворота.
Но я живу с ощущением, что я на правильном пути. Поверьте, если я найду теорию, более убедительную, чем моя, — у меня хватит силы и ума признать ее превосходство. Пока — не нахожу. Не вижу другой теории, которая показывала бы человечеству путь выживания и гармонии, способ жизни в одном доме, на одной планете...
Вопрос в конечном счете не обо мне. Вопрос о наших детях и внуках и о том, что мы им оставим: дамоклов меч ядерной войны или надежду на гармонию и счастье.
Важно: Правила перепоста материалов