Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Багратион будет пешим

Подведены итоги конкурса на памятник герою 1812 года. Вариант Церетели не прошел

Еще в ноябре компания «Талион» при поддержке комитета по градостроительству и архитектуре и Санкт-Петербургского союза художников объявила конкурс на памятник герою 1812 года генералу Багратиону. И место для установки монумента подыскали на Пионерской площади, в безымянном скверике позади ТЮЗа, который, надо думать, скоро будет назван в честь генерала - организаторы конкурса обратились с таким предложением в топонимическую комиссию.

Заразивший всех своей идей руководитель компании «Талион» Александр Ебралидзе, оказывающий финансовую поддержку проекту, тогда заявил, что финансы - «дело вторичное», главное - сам памятник «генералу, славившему Россию, и в то время привлекшему на ее сторону грузинскую элиту».

Выставка проектов памятника, с которыми мог ознакомиться любой, проходила в помещении Союза художников на Большой Морской, 38. Символично, что напротив, в доме № 23, не имевший собственного жилья князь проживал с 1801 по 1803 год, о чем свидетельствует бронзовый барельеф.

23 января конкурсная комиссия, куда вошли сенатор Сергей Тарасов, главный художник Георгий Шереметьев, председатель правления Санкт-Петербургского союза художников Альберт Чаркин, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, объявила результаты: из тридцати трех представленных работ (имя автора скрывалось под особым номером) выбраны четыре - № 25 076, № 89 862 (1-й вариант), № 71 156 и № 13 535 - они и стали победителями первого тура.

«В первую очередь комиссия исходила из того, что в работах должен присутствовать петербургский дух - отношение петербуржцев к культуре, к нашему городу», - пояснил сенатор. А директор Эрмитажа продолжил: «История показала, что была допущена несправедливость, раз в Петербурге нет памятника Багратиону, и это влияет на стилистический подход... В принципе попытки изображать память военных событий с помощью батальных скульптурных сцен в нашем городе не получаются, да это и не нужно в данном случае»...

И, надо сказать, большинство авторов нельзя было заподозрить в изображении батальных сцен, зато «петербургского духа» было в избытке. То Багратион, как Петр, стоит, дум великих полн, то верхом на коне, как Николай I, то вскинул руку, как Ленин на броневике, то хрестоматийно сложил руки на груди, как Наполеон... А вот полководец, подбоченившись, глядит в подзорную трубу, в другом месте - облокотился на лафет, и непонятно, то ли отдыхает, то ли умирает... Словом, авторы дали волю фантазии.

Привлек своей особой изощренностью проект под удачным номером - 77 777 - бронзового цвета Петр Иванович сидит в кресле, как эрмитажный Вольтер, на голове - шляпа, и вид - отнюдь не бравого полководца, а усталого, убитого жизнью старца... Как осторожно заметил директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев, «все-таки фигура должна быть без шляпы, потому что она снижает достоинство памятника».

Среди представленных работ - немало конных статуй военачальнику, и это не совсем в традиции Петербурга, ведь у нас конные памятники ставились в основном царям - Петру I, Николаю I, Александру III... Поэтому жюри больше обращало внимание на проекты пеших «Багратионов», да и то тяготеющих к классицизму, - таких, что напоминают скульптуры фельдмаршалов Кутузова и Барклая-де-Толли работы Бориса Орловского у Казанского собора. Как ни странно, оценки жюри и мнения посетителей совпали, что в общем-то хорошо, потому что указывает на объективность судейства.

30 января в «Резиденции Талион Шереметевский дворец» были названы фамилии авторов, чьи работы признаны лучшими и прошли во второй тур: это творческие коллективы, возглавляемые скульпторами Марленом Цхададзе (проект под № 25 076), Владиславом Масловым (проект № 89 862), Николаем Анциферовым (проект № 71 156 ) и Яном Hейманом (проект № 13 535). Каждый коллектив получил премию 100 тысяч рублей и к 15 мая, то есть ко второму этапу конкурса, должен сделать метровую модель памятника. Тогда жюри и определится - каким быть Багратиону в Петербурге. Призвавший идти «вперед, к реализации» Александр Ебралидзе патетично добавил: «Точка будет поставлена тогда, когда мы увидим этот монумент на Семеновском плацу».

Людмила Клушина

Фото Натальи ЧАЙКИ

Р. S. В прессу просочились слухи о том, что одним из участников конкурса был не кто иной, как президент Российской академии художеств Зураб Церетели - его Багратион восседал на коне, растопырив руки и ноги... «Зураб Константинович участвовал на тех же самых условиях, что и все остальные, и он... не прошел во второй тур, - подтвердил сей факт сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис. - Как видите, его участие не оказало никакого влияния на жюри - ну нельзя же все время побеждать! Нельзя на пороге закрывать дорогу молодым. Однако Зураб Константинович не может пожаловаться, что ни одной его работы нет в Петербурге, в отличие, к примеру, от Ильи Глазунова...»

Комментарий

Сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис:

- Некоторые сомневаются в правильности выбранного нами места на Пионерской площади: южная половина бывшего Семеновского плаца. Хочу сказать, что это место историческое - там стояли гвардейские полки, участвовавшие в Отечественной войне 1812 года. Там квартировал и гвардии егерский полк, шефом которого был князь Петр Иванович Багратион. Так что Семеновский плац - памятное место Багратиона в Петербурге, и отрицать это невозможно. Но мне задают вопросы: как можно ставить памятник Багратиону на том месте, где ходили народовольцы, где была имитация казни петрашевцев и т. д.? Мне кажется, что это соображение не веское. И на то - две причины. Прежде всего, эшафот, сооруженный 3 апреля 1881 года, стоял на том месте, где проходят железнодорожные пути с Витебского вокзала. Сейчас это место утрачено - оно застроено. Что касается имитации казни 1849 года, то это происходило ближе к Обводному каналу. По поводу несовместности лобного места с увековечиванием чьих-либо имен, то для Петербурга этот номер не проходит: мы знаем, что в центре Дворцовой площади стоит Александровская колонна - монумент императору Александру I и победе России в войне 12-го года. Но с этим местом связано и «кровавое воскресенье», и много разных событий в нашей жизни! Жизнь переплетается, соединяя очень многие, в том числе и противоречивые элементы, и эту противоречивость мы никак не должны замазывать.

↑ Наверх