Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Возвращение титанов

31 января, в день рождения великого русского артиста Владислава Стржельчика, в Доме актера в 11-й раз вручили премию его имени

Происходившее в Большом зале Юсуповского особняка на Невском, 86, как обычно, более всего напоминало магию. Спиритический сеанс. Возвращение из небытия в реальность человека, чей масштаб личности и уровень таланта несоизмерим с тем, что считается нормой нынче.

Ритуал справляется всегда один и тот же, подготовленный заботливо и со вкусом неутомимым худруком Дома актера Нелли Бродской. Сначала - настрой на нужную волну, которую верно будет определить как классическую. Прежде приглашали балерин, певцов, музыкантов, в этом году остались только музыканты - пианист Дмитрий Елатанцев и баянист Владимир Розанов с программой серьезной и символичной: от «Мефисто-вальса» Листа до мессиановского отрывка из «Двадцати взглядов на лик младенца Иисуса». Кто скажет, что не было в героях-богатырях Стржельчика - да хоть в том же Артамонове, в его вызывающих взглядах, в его силе, играющей в каждом налитом мускуле, - дерзкой претензии на божественное!

Между музыкальными номерами артисты - лауреаты премии прошлых лет читали стихи. По большей части Ахматову, один Дегтярь вышел с «Письмами римскому другу» и перепутал друг с другом все четверостишия. Остальные слов не путали, но выглядели школьниками на выпускном экзамене. И в таком самоощущении достаточно опытных людей, вплоть до заслуженных и народных артистов, есть закономерность: сложно не сбиться с мысли, когда в зале сидят судьи, строже и справедливее которых трудно себе вообразить. Те, чья связь с Владиславом Игнатьевичем Стржельчиком не прерывается ни на мгновение вот уже 13 лет с момента его ухода - организаторы премии и члены жюри Людмила Павловна Шувалова-Стржельчик (вдова артиста) и Алиса Бруновна Фрейндлих. Две изумительные кариатиды, которым досталась роль атлантов. Это их хрупкие, но, как выяснилось, такие сильные плечи подхватили театральное небо, именуемое Большим драматическим театром эпохи расцвета, когда ушли Товстоногов и его славная гвардия.

Они вышли на подмостки медленно, торжественно - уже после того, как цветные и черно-белые кадры на большом, во все зеркало сцены, экране завершили свой бег и лики Стржельчика в «Тартюфе», «Соломенной шляпке», «Слуге двух господ» и в «Деле Артамонова» померкли на белом полотне, но основательно впечатались в память. И тут же застучало в голове только что звучавшее: «И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами - живые с мертвыми, для славы мертвых нет». Присутствие на сцене рядом с двумя прекрасными женщинами и над ними не только Владислава Стржельчика, но и Кирилла Лаврова, и Андрея Толубеева, и Ефима Копеляна, и Павла Луспекаева было настолько осязаемым, что перехватывало дух. И на несколько часов, как обычно, восстановилась здоровая, правильная система координат: были титаны (Шувалова, Фрейндлих, Людмила Макарова и их названные ушедшие коллеги), были герои (большие артисты, заработавшие признание мастерством: Сергей Мигицко, Михаил Боярский, Валерий Дегтярь, Сергей Бызгу), были обычные люди - и стремящиеся стать героями, и довольствующиеся скромной ролью зрителей, и были пигмеи, о которых не стоит и говорить. Но главное, что не требовалось табличек, дабы распознать, кто есть кто. Все было очевидным.

Лауреатами оказались две дебютантки петербургской сцены, воспитанные в студии БДТ: Александра Большакова, виртуозно сыгравшая две маски вдовы Бегбик в спектакле Александринского театра «Человек = человек», и Полина Толстун, ощутимо выделяющаяся на фоне молодых артистов города особой утонченностью и в телосложении, и в освоении ролей (увидеть ее можно в спектакле БДТ «Дядюшкин сон» рядом с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили).

Подготовили Жанна ЗАРЕЦКАЯ и Виктор КАЗАКОВ

Фото Владимира ПОСТНОВА

Прямая речь

Алиса Фрейндлих:

- На сцене Дома актера я смотрела на новых лауреатов и думала: как бы Владик порадовался - такие красивые, талантливые девушки! Он ведь умел восхищаться женщинами, говорить комплименты, замечать успехи, поддерживать добрым словом. Причем был одинаково любезен и со своими знаменитыми партнершами, и с простыми гардеробщицами, буфетчицами. Впрочем, говорят, в буфет он заходил реже других актеров, и разве что кофе выпить, потому что всегда был накормлен, наглажен. И все благодаря своей самой любимой женщине - супруге Людмиле Павловне Шуваловой. Вот кто достоин бесконечного восхищения! В их доме всегда идеальный порядок, а это так редко бывает в актерских домах. Людочка всю жизнь посвятила мужу, хотя сама интересная актриса и замечательный режиссер. Она и сейчас свято хранит память о своем Владике. Мы рады, что наша премия живет и приносит пользу. Молодые актеры не забывают тех, кто служил театру верой и правдой, подняли творческую планку очень высоко, что очень важно в наше суетное и слишком материальное время.

↑ Наверх